В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.
Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры). Итогом выше сказанного нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой прежде всего невралгии плечевого сплетения. Часто встречаются так называемые нейромиалгии и нейромиозиты, нейротендомиозиты.
Музыкант должен умело пользоваться мышцами, нервами и костями (костно-мышечная и нервная система). Игра на музыкальном инструменте требует контролируемых повторяющихся движений и часто предполагает работу в неестественной позе в течение долгих часов репетиций и спектаклей. Подобные нагрузки на организм могут привести к специфическим нарушениям здоровья. Кроме того, плохие условия работы: повышенный уровень шума, длительный период игры без перерывов и подготовка к новому трудному репертуару или инструментам может повлиять на здоровье музыкантов всех возрастных групп и уровней мастерства.
Исследования, проведенные в США, Австралии и Канаде, выявили, что в течение своей профессиональной деятельности около 60% музыкантов получают травмы, которые могут оказаться губительными для их карьеры. Исследования выявили некоторые наиболее распространенные заболевания: различные синдромы переигрывания, включая растяжение мускулов и связывающих тканей, которые контролируют сгибающие и вытягивающие движения кистей рук. Эти синдромы появляются в результате повторяющихся сильных движений мускулов и сухожилий. Другое распространенное явление среди музыкантов – боли в спине в результате неудобного положения или позы во время игры на музыкальном инструменте. При игре на музыкальных инструментах, описанных ниже, нагрузка ложится на нервы запястья и предплечья, плечи, руки и шею. Мускульные спазмы (фокальная дистония) тоже являются распространенным профессиональным заболеванием музыкантов, которое может поразить в самом расцвете карьеры.
Смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, классическая гитара и электрическая гитара.
Нарушения здоровья у музыкантов струнников часто сопряжены с тем, как музыкант держит инструмент и позой, в которой он сидит или стоит во время игры. Например, большинство скрипачей или альтистов держат свой инструмент между левым плечом и подбородком. Часто музыкант поднимает левое плечо и опускает левую часть подбородка и челюсти, чтобы левая рука могла свободно двигаться по грифу. Одновременное поднятие одной части тела и наклон другой ведет к состоянию статической контрактуры мышцы, вызывая боль в шее или плече, нарушения височно-нижнечелюстного отдела и синдром торакального выхода, при котором наблюдаются боли и онемение шеи, плеча и верхней части грудной клетки. Долгое статичное сидение, особенно в согнутой позе, порождает боль в группах поддерживающих мышц. Игра на контрабасе, арфе или классической гитаре часто требует статического вращения позвоночника. Тяжелые электрогитары обычно держатся на ленте, перекинутой через плечо с левой стороны шеи. При этом происходит постоянное давление на плечевое сплетение, что может вызывать боль. Проблемы, связанные с поддержанием позы, тоже являются одной из причин перенапряжения нервов и мышц запястья и пальцев так, как возникает явление их ложного выпрямления. Например, левое запястье может использоваться для многочисленных повторяющихся сгибаний, в результате чего возникает напряжение разгибающихся мышц запястья и пальцев и развивается синдром торакального выхода. Давление на нервы плеча и предплечья может усугубить нарушения, связанные с локтем, такие, как синдром двойного раздавливания и невропатология локтевой кости.
Клавишные инструменты: пианино, орган, клавесин, синтезаторы и пианола.
Игра на клавишном инструменте требует принятия позы, схожей с позой машинистки. Часто ориентация головы вперед и вниз, чтобы смотреть на клавиатуру и руки, и повторяющиеся движения вверх, чтобы смотреть в ноты, становятся причиной неврологической и мышечной боли в шее и спине. Часто музыкант округляет плечи и тянет голову вверх, что происходит на фоне мелкого дыхания. От постоянного сжатия нервов и кровеносных сосудов в мышцах шеи, плеч и ребер может развиться синдром кистевого туннеля. Кроме того, тенденция сгибать запястья и выгибать пальцы, сохраняя суставы пальцев/кисти в плоском состоянии, дает чрезмерную нагрузку на мышцы запястья и пальцев. Плюс к тому, из-за постоянного использования большого пальца в позиции ниже кисти, мускулы перенапрягаются, растягивая и связывая разгибающие мышцы пальцев. В результате усилий, прилагаемых для взятия больших аккордов и октавы, можно перенапрячь капсулу сустава запястья и вызвать образование ганглия. Эта группа музыкантов часто страдает мышечными спазмами и фокальной дистонией. В этих случаях иногда требуются долгие периоды нервно-мускульного обучения правильной постановке рук во избежание дальнейших неприятностей.
Духовые и медные инструменты: флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот, труба, французский рожок, тромбон, туба и волынка.
Музыкант, играющий на одном из этих инструментов, изменяет позу в соответствии с необходимостью контролировать поток воздуха, так как поза создает зону выдувания диафрагмального и межреберного выдоха. Звучание этих инструментов зависит от того, как держится мундштук (амбушур), который контролируется лицевыми и горловыми мышцами. От этого же зависит и производство звуков вибрирующих трубок или мундштука. Поза также влияет на то, как музыкант поддерживает инструмент, когда он сидит или стоит и нажимает на клапаны и кнопки инструмента, которые контролируют высоту ноты. Например, традиционная открытая французская флейта требует устойчивого приведения и изгиба (сгибания вперед) левого плеча, устойчивого приведения (позиция назад) правого плеча и легкий поворот головы и шеи влево. Левое запястье часто держится в экстремально согнутом положении, а рука вытянута для того, чтобы поддерживать инструмент изогнутым указательным пальцем и двумя большими, равновесие поддерживается правым мизинцем. Это усиливает напряжение мускулов кисти руки и мускулов, которые осуществляют сгибание и разгибание пальцев. Привычка вытягивать голову и мелко дышать увеличивает риск получить синдром торакального выхода.
Ударные инструменты: барабаны, тимпаны, цимбалы, маримба, табла и таико.
Использование палочек, молоточков и голых рук для ударов по различным инструментам быстро ведет к травмам кистей рук и пальцев. Импульсная вибрация, вызванная ударами по инструменту, передается вверх по руке и может вызвать повреждения сухожилий и периферических нервов. Такие биомеханические факторы, как количество используемой силы, повторяющиеся игровые и статические нагрузки на мускулы тоже может стать причиной травматизма. У этой группы музыкантов часто встречается синдром кистевого туннеля и узелки на сухожильях.
В. А. Гутерман – автор книги «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук», приводит свой весьма интересный взгляд на причины профессиональных заболеваний музыкантов.
1. Главная причина любого профессионального заболевания.
Основная причина любого профессионального заболевания в нарушении целостности, единства, гармонии внутри двигательной системы исполнителя, в которой задействовано по сути дела все его тело, начиная с кончиков пальцев рук и кончая концами пальцев ног.
2. Следствия разрушения целостности двигательной системы исполнителя.
Нарушается природный баланс всех составляющих этой системы: нередко активную, тяжелую работу начинают выполнять слабые мышцы и связки, в то время как сильные, крупные мышцы выключаются из работы, бездействуют. Тело человека перестает действовать как хорошо дифференцированное целое, в котором обеспечено взаимодействие и соподчиненность всех его частей, их гармоничная работа, в процессе которой обеспечивается полнейшая проводимость нервных путей от периферии к мозгу и обратно, а также хорошее кровообращение.
3. Контрактура, как результат нарушения природного баланса
В результате разбалансировки двигательной системы, нарушения кровообращения и проводимости нервных путей в мышцах рук исполнителя возникает тот источник всех бед, тот корень различных заболеваний рук, который именуется контрактурой: стойкое сокращение одной из мышц, чаще всего это мышца плеча, которая оказывается сведенной постоянной судорогой. Парадоксальным фактом является то, что болевые ощущения возникают не на месте контрактуры, а в самых различных частях руки — в предплечье, запястье, отдают в спину, шею и т.д. Именно в результате контрактуры, возникшей в мышце плеча, появляются гигромы (шишки) на запястье, тендовагиниты и другие заболевания.
Стоит избавиться от контрактуры, убрать ее, как исчезают через несколько дней ганглии (которые во всем мире давят и режут), прекращаются боли, проходят опухоли, оживают вялые, безвольные мышцы; восстанавливается слухо-мышечный контакт. У сведенной контрактурой мышцы уменьшается натяжение обвивающих ее нервных волокон (мышечных веретен). Появляется проводимость через нее нервных сигналов от нейронных слуховых и эмоциональных систем к пальцам и обратных сигналов от пальцев к мозгу. При избавлении от контрактуры рука исполнителя снова становится органом речи, он получает возможность свободно выражать на инструменте образный строй исполняемого им произведения.
А. Ильяшенко в статье «Профессиональные заболевания гитаристов» приводит наиболее характерные для музыкантов заболевания рук в виде сводной таблицы.
[table id=2 /]
Как видно из таблицы, большинство заболеваний рук у музыкантов требуют длительного лечения, часто оперативного.
Подобные заболевания ограничивают трудоспособность музыканта и могут потребовать его переквалификации. В результате развиваются различные реактивные наслоения невротического характера (астено-невротический синдром, депрессия и т. д.).
Одна из серьезных проблем музыкантов – возможность потери слуха.
Риск потерять слух от воздействия музыкального шума зависит от интенсивности и длительности воздействия. Довольно часто уровень воздействия доходит до 100 дб. во время тихих пассажей оркестровой музыки, при пиковых значениях 126 дб. в середине оркестровой ямы у плеча музыканта. Для места дирижера оркестра или инструментальной группы уровень шума 110 дб. довольно типичен. Уровень шума для поп и рок-музыкантов бывает значительно выше в зависимости от акустики сцены или оркестровой ямы, усилителей и месторасположения микрофонов или другого оборудования. Средняя продолжительность воздействия может быть примерно 40 часов в неделю, но многие профессиональные музыканты могут выступать и от 60 до 80 часов в неделю. Потеря слуха гораздо более распространена среди музыкантов, чем этого можно было бы ожидать. 89% профессиональных музыкантов, у которых были обнаружены травмы костно-мышечного характера, также показали плохие результаты проверки слуха. Было обнаружено снижение уровня слуха в диапазоне от 3 до 6 кгц.
Работа музыканта часто связана с гастрольными поездками. Во время гастролей многим музыкантам приходиться совершать длительные перелеты, что является высокой стрессовой нагрузкой для человека. Но при этом у музыканта нет времени для отдыха и релаксации, так как по приезде он должен проводить длительные репетиции.
Дополнительным стрессовым фактором становится смена часового пояса, климата и т. д. Организм не успевает адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Дополнительные стрессовые нагрузки способствуют еще большему нарушению природного баланса всех составляющих двигательной системы, а также развитию различных соматических заболеваний.
Из всего вышесказанного становится понятно, что вопросы профилактики и лечения профессиональных заболеваний музыкантов на сегодняшний день являются весьма актуальными. При этом очень важно использовать безопасные методы, не имеющие побочных действий, тем более, что профилактикой, а иногда и лечением надо заниматься уже в детском и подростковом возрасте. В наше время дети и подростки исполняют произведения, которые еще сравнительно недавно были доступны только для зрелых музыкантов.
Рекомендуемые в настоящее время методы лечения профессиональных заболеваний музыкантов далеко не всегда дают желаемый результат. Если заболевание оказывается запущенным, и приходится применять оперативные методы лечения, то возникает высокая степень риска потери трудоспособности.
Предлагаемые ТД Матрикс изделия, предназначенные для контактной Резонансной БиоКоррекции (кРБК), являются методом выбора профилактики и лечения профессиональных заболеваний музыкантов.
Резонансная БиоКоррекция (РБК) – метод, в основе которого лежит когерентное преобразование (согласование) электромагнитных импульсов организма человека. В результате происходит согласование систем жизнеобеспечения организма и восстановление нарушенного баланса.
Поскольку в основе профессиональных заболеваний музыкантов лежит нарушение природного баланса в двигательной системе человека, то метод РБК является патогенетически обоснованным для профилактики и лечения описанных выше нарушений.
Метод кРБК осуществляется с помощью изделий – носителей разработанной ФРНМТ «АЙРЭС» топологической схемы (фрактальной дифракционной решетки), при взаимодействии с которой происходит когерентное преобразование электромагнитного излучения организма человека (на основе пассивного резонанса). В результате пассивного взаимодействия электромагнитного излучения клеток с собственным когерентно преобразованным управляющим полем стабилизируются структурные характеристики физических полей органов и систем организма человека.
Метод кРБК может использоваться как для профилактики, лечения профессиональных заболеваний у музыкантов, так и для реабилитации музыкантов после перенесенных заболеваний.
Метод абсолютно безопасен, не токсичен, экологически безупречен, практически не имеет побочных действий, совместим с другими адекватными методами терапии, может применяться в любом возрасте.
С целью демпфирования стрессовых нагрузок, восстановления природного баланса в двигательной системе рекомендуем следующие изделия Матрица Здоровья:
- Повязка «Айрэс Релакс» с композитными аппликаторами «Айрэс Gold» – способствует демпфированию стрессовых нагрузок и, соответственно, снятию мышечного напряжения в шейно-воротниковой зоне, а также улучшению сна. Повязку рекомендуется использовать во время репетиций, переездов, в ней можно спать.
- Повязка на шею с композитными аппликаторами «Айрэс Gold» также способствует снятию стрессовых нагрузок (шея – зона стресса), снятию мышечного напряжения в шейно-воротниковой зоне. Повязку на шею использовать так же, как повязку Релакс.
- Коврик «Матрица здоровья» или комплект накладок Айрэс на сидение можно использовать в автомобиле, во время перелетов, для отдыха (релаксация) и сна. Использование ковриков поможет снять боли в спине.
- Матричные стельки «Экостеп» для постоянного ношения, а страдающим плоскостопием матричные стельки «Ортостеп». Использование матричных стелек будет способствовать улучшению кровообращения в нижних конечностях, снятию отечности, усталости, болей в ногах.
Поскольку музыканты, как и все население земного шара, постоянно подвергаются воздействию электромагнитного фона, создаваемого множеством источником излучения, рекомендуем для индивидуальной защиты Гаджеты АЙРЭС:
- Aires Defender – можно применять как для защиты от внешнего электромагнитного излучения, так и в качестве резонансного биокорректора, оказывающего выраженное общегармонизирующее действие. Особенно рекомендуем пользоваться этим изделием во время поездок на гастроли.
- Нейтрализатор Aires Shield для защиты человека от излучения смартфона, мобильного телефона, коммуникатора.
Врач Фонда АЙРЭС к. м. н. Лапина Светлана Павловна