Опубликовано Оставить комментарий

Применение продукции Матрица здоровья для профилактики и лечения профессиональных заболеваний музыкантов

В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.

Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры). Итогом выше сказанного нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой прежде всего невралгии плечевого сплетения. Часто встречаются так называемые нейромиалгии и нейромиозиты, нейротендомиозиты.

Музыкант должен умело пользоваться мышцами, нервами и костями (костно-мышечная и нервная система). Игра на музыкальном инструменте требует контролируемых повторяющихся движений и часто предполагает работу в неестественной позе в течение долгих часов репетиций и спектаклей. Подобные нагрузки на организм могут привести к специфическим нарушениям здоровья. Кроме того, плохие условия работы: повышенный уровень шума, длительный период игры без перерывов и подготовка к новому трудному репертуару или инструментам может повлиять на здоровье музыкантов всех возрастных групп и уровней мастерства.

Исследования, проведенные в США, Австралии и Канаде, выявили, что в течение своей профессиональной деятельности около 60% музыкантов получают травмы, которые могут оказаться губительными для их карьеры. Исследования выявили некоторые наиболее распространенные заболевания: различные синдромы переигрывания, включая растяжение мускулов и связывающих тканей, которые контролируют сгибающие и вытягивающие движения кистей рук. Эти синдромы появляются в результате повторяющихся сильных движений мускулов и сухожилий. Другое распространенное явление среди музыкантов – боли в спине в результате неудобного положения или позы во время игры на музыкальном инструменте. При игре на музыкальных инструментах, описанных ниже, нагрузка ложится на нервы запястья и предплечья, плечи, руки и шею. Мускульные спазмы (фокальная дистония) тоже являются распространенным профессиональным заболеванием музыкантов, которое может поразить в самом расцвете карьеры.

Смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, классическая гитара и электрическая гитара.

Нарушения здоровья у музыкантов струнников часто сопряжены с тем, как музыкант держит инструмент и позой, в которой он сидит или стоит во время игры. Например, большинство скрипачей или альтистов держат свой инструмент между левым плечом и подбородком. Часто музыкант поднимает левое плечо и опускает левую часть подбородка и челюсти, чтобы левая рука могла свободно двигаться по грифу. Одновременное поднятие одной части тела и наклон другой ведет к состоянию статической контрактуры мышцы, вызывая боль в шее или плече, нарушения височно-нижнечелюстного отдела и синдром торакального выхода, при котором наблюдаются боли и онемение шеи, плеча и верхней части грудной клетки. Долгое статичное сидение, особенно в согнутой позе, порождает боль в группах поддерживающих мышц. Игра на контрабасе, арфе или классической гитаре часто требует статического вращения позвоночника. Тяжелые электрогитары обычно держатся на ленте, перекинутой через плечо с левой стороны шеи. При этом происходит постоянное давление на плечевое сплетение, что может вызывать боль. Проблемы, связанные с поддержанием позы, тоже являются одной из причин перенапряжения нервов и мышц запястья и пальцев так, как возникает явление их ложного выпрямления. Например, левое запястье может использоваться для многочисленных повторяющихся сгибаний, в результате чего возникает напряжение разгибающихся мышц запястья и пальцев и развивается синдром торакального выхода. Давление на нервы плеча и предплечья может усугубить нарушения, связанные с локтем, такие, как синдром двойного раздавливания и невропатология локтевой кости.

Клавишные инструменты: пианино, орган, клавесин, синтезаторы и пианола.

Игра на клавишном инструменте требует принятия позы, схожей с позой машинистки. Часто ориентация головы вперед и вниз, чтобы смотреть на клавиатуру и руки, и повторяющиеся движения вверх, чтобы смотреть в ноты, становятся причиной неврологической и мышечной боли в шее и спине. Часто музыкант округляет плечи и тянет голову вверх, что происходит на фоне мелкого дыхания. От постоянного сжатия нервов и кровеносных сосудов в мышцах шеи, плеч и ребер может развиться синдром кистевого туннеля. Кроме того, тенденция сгибать запястья и выгибать пальцы, сохраняя суставы пальцев/кисти в плоском состоянии, дает чрезмерную нагрузку на мышцы запястья и пальцев. Плюс к тому, из-за постоянного использования большого пальца в позиции ниже кисти, мускулы перенапрягаются, растягивая и связывая разгибающие мышцы пальцев. В результате усилий, прилагаемых для взятия больших аккордов и октавы, можно перенапрячь капсулу сустава запястья и вызвать образование ганглия. Эта группа музыкантов часто страдает мышечными спазмами и фокальной дистонией. В этих случаях иногда требуются долгие периоды нервно-мускульного обучения правильной постановке рук во избежание дальнейших неприятностей.

Духовые и медные инструменты: флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот, труба, французский рожок, тромбон, туба и волынка.

Музыкант, играющий на одном из этих инструментов, изменяет позу в соответствии с необходимостью контролировать поток воздуха, так как поза создает зону выдувания диафрагмального и межреберного выдоха. Звучание этих инструментов зависит от того, как держится мундштук (амбушур), который контролируется лицевыми и горловыми мышцами. От этого же зависит и производство звуков вибрирующих трубок или мундштука. Поза также влияет на то, как музыкант поддерживает инструмент, когда он сидит или стоит и нажимает на клапаны и кнопки инструмента, которые контролируют высоту ноты. Например, традиционная открытая французская флейта требует устойчивого приведения и изгиба (сгибания вперед) левого плеча, устойчивого приведения (позиция назад) правого плеча и легкий поворот головы и шеи влево. Левое запястье часто держится в экстремально согнутом положении, а рука вытянута для того, чтобы поддерживать инструмент изогнутым указательным пальцем и двумя большими, равновесие поддерживается правым мизинцем. Это усиливает напряжение мускулов кисти руки и мускулов, которые осуществляют сгибание и разгибание пальцев. Привычка вытягивать голову и мелко дышать увеличивает риск получить синдром торакального выхода.

Ударные инструменты: барабаны, тимпаны, цимбалы, маримба, табла и таико.
Использование палочек, молоточков и голых рук для ударов по различным инструментам быстро ведет к травмам кистей рук и пальцев. Импульсная вибрация, вызванная ударами по инструменту, передается вверх по руке и может вызвать повреждения сухожилий и периферических нервов. Такие биомеханические факторы, как количество используемой силы, повторяющиеся игровые и статические нагрузки на мускулы тоже может стать причиной травматизма. У этой группы музыкантов часто встречается синдром кистевого туннеля и узелки на сухожильях.

В. А. Гутерман – автор книги «Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук», приводит свой весьма интересный взгляд на причины профессиональных заболеваний музыкантов.

1. Главная причина любого профессионального заболевания.

Основная причина любого профессионального заболевания в нарушении целостности, единства, гармонии внутри двигательной системы исполнителя, в которой задействовано по сути дела все его тело, начиная с кончиков пальцев рук и кончая концами пальцев ног.

2. Следствия разрушения целостности двигательной системы исполнителя.

Нарушается природный баланс всех составляющих этой системы: нередко активную, тяжелую работу начинают выполнять слабые мышцы и связки, в то время как сильные, крупные мышцы выключаются из работы, бездействуют. Тело человека перестает действовать как хорошо дифференцированное целое, в котором обеспечено взаимодействие и соподчиненность всех его частей, их гармоничная работа, в процессе которой обеспечивается полнейшая проводимость нервных путей от периферии к мозгу и обратно, а также хорошее кровообращение.

3. Контрактура, как результат нарушения природного баланса

В результате разбалансировки двигательной системы, нарушения кровообращения и проводимости нервных путей в мышцах рук исполнителя возникает тот источник всех бед, тот корень различных заболеваний рук, который именуется контрактурой: стойкое сокращение одной из мышц, чаще всего это мышца плеча, кото­рая оказывается сведенной постоянной судорогой. Парадоксальным фактом является то, что болевые ощущения возникают не на месте контрактуры, а в самых различных частях руки — в предплечье, запястье, отдают в спину, шею и т.д. Именно в результате контрактуры, возникшей в мышце плеча, появляются гигромы (шишки) на запястье, тендовагиниты и другие заболевания.

Стоит избавиться от контрактуры, убрать ее, как исчезают через несколько дней ганглии (которые во всем мире давят и режут), прекращаются боли, проходят опухоли, оживают вялые, безвольные мышцы; восстанавливается слухо-мышечный контакт. У сведенной контрактурой мышцы уменьшается натяжение обвивающих ее нервных волокон (мышечных веретен). Появляется проводимость через нее нервных сигналов от нейронных слуховых и эмоциональных систем к пальцам и обратных сигналов от пальцев к мозгу. При избавлении от контрактуры рука исполнителя снова становится органом речи, он получает возможность свободно выражать на инструменте образный строй исполняемого им произведения.

А. Ильяшенко в статье «Профессиональные заболевания гитаристов» приводит наиболее характерные для музыкантов заболевания рук в виде сводной таблицы.

[table id=2 /]

Как видно из таблицы, большинство заболеваний рук у музыкантов требуют длительного лечения, часто оперативного.

Подобные заболевания ограничивают трудоспособность музыканта и могут потребовать его переквалификации. В результате развиваются различные реактивные наслоения невротического характера (астено-невротический синдром, депрессия и т. д.).

Одна из серьезных проблем музыкантов – возможность потери слуха.

Риск потерять слух от воздействия музыкального шума зависит от интенсивности и длительности воздействия. Довольно часто уровень воздействия доходит до 100 дб. во время тихих пассажей оркестровой музыки, при пиковых значениях 126 дб. в середине оркестровой ямы у плеча музыканта. Для места дирижера оркестра или инструментальной группы уровень шума 110 дб. довольно типичен. Уровень шума для поп и рок-музыкантов бывает значительно выше в зависимости от акустики сцены или оркестровой ямы, усилителей и месторасположения микрофонов или другого оборудования. Средняя продолжительность воздействия может быть примерно 40 часов в неделю, но многие профессиональные музыканты могут выступать и от 60 до 80 часов в неделю. Потеря слуха гораздо более распространена среди музыкантов, чем этого можно было бы ожидать. 89% профессиональных музыкантов, у которых были обнаружены травмы костно-мышечного характера, также показали плохие результаты проверки слуха. Было обнаружено снижение уровня слуха в диапазоне от 3 до 6 кгц.

Работа музыканта часто связана с гастрольными поездками. Во время гастролей многим музыкантам приходиться совершать длительные перелеты, что является высокой стрессовой нагрузкой для человека. Но при этом у музыканта нет времени для отдыха и релаксации, так как по приезде он должен проводить длительные репетиции.

Дополнительным стрессовым фактором становится смена часового пояса, климата и т. д. Организм не успевает адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Дополнительные стрессовые нагрузки способствуют еще большему нарушению природного баланса всех составляющих двигательной системы, а также развитию различных соматических заболеваний.

Из всего вышесказанного становится понятно, что вопросы профилактики и лечения профессиональных заболеваний музыкантов на сегодняшний день являются весьма актуальными. При этом очень важно использовать безопасные методы, не имеющие побочных действий, тем более, что профилактикой, а иногда и лечением надо заниматься уже в детском и подростковом возрасте. В наше время дети и подростки исполняют произведения, которые еще сравнительно недавно были доступны только для зрелых музыкантов.

Рекомендуемые в настоящее время методы лечения профессиональных заболеваний музыкантов далеко не всегда дают желаемый результат. Если заболевание оказывается запущенным, и приходится применять оперативные методы лечения, то возникает высокая степень риска потери трудоспособности.

Предлагаемые ТД Матрикс изделия, предназначенные для контактной Резонансной БиоКоррекции (кРБК), являются методом выбора профилактики и лечения профессиональных заболеваний музыкантов.

Резонансная БиоКоррекция (РБК) – метод, в основе которого лежит когерентное преобразование (согласование) электромагнитных импульсов организма человека. В результате происходит согласование систем жизнеобеспечения организма и восстановление нарушенного баланса.

Поскольку в основе профессиональных заболеваний музыкантов лежит нарушение природного баланса в двигательной системе человека, то метод РБК является патогенетически обоснованным для профилактики и лечения описанных выше нарушений.

Метод кРБК осуществляется с помощью изделий – носителей разработанной ФРНМТ «АЙРЭС» топологической схемы (фрактальной дифракционной решетки), при взаимодействии с которой происходит когерентное преобразование электромагнитного излучения организма человека (на основе пассивного резонанса). В результате пассивного взаимодействия электромагнитного излучения клеток с собственным когерентно преобразованным управляющим полем стабилизируются структурные характеристики физических полей органов и систем организма человека.

Метод кРБК может использоваться как для профилактики, лечения профессиональных заболеваний у музыкантов, так и для реабилитации музыкантов после перенесенных заболеваний.

Метод абсолютно безопасен, не токсичен, экологически безупречен, практически не имеет побочных действий, совместим с другими адекватными методами терапии, может применяться в любом возрасте.

С целью демпфирования стрессовых нагрузок, восстановления природного баланса в двигательной системе рекомендуем следующие изделия Матрица Здоровья:

  1. Повязка «Айрэс Релакс» с композитными аппликаторами «Айрэс Gold» – способствует демпфированию стрессовых нагрузок и, соответственно, снятию мышечного напряжения в шейно-воротниковой зоне, а также улучшению сна. Повязку рекомендуется использовать во время репетиций, переездов, в ней можно спать.
  2. Повязка на шею с композитными аппликаторами «Айрэс Gold» также способствует снятию стрессовых нагрузок (шея – зона стресса), снятию мышечного напряжения в шейно-воротниковой зоне. Повязку на шею использовать так же, как повязку Релакс.
  3. Коврик «Матрица здоровья» или комплект накладок Айрэс на сидение можно использовать в автомобиле, во время перелетов, для отдыха (релаксация) и сна. Использование ковриков поможет снять боли в спине.
  4. Матричные стельки «Экостеп» для постоянного ношения, а страдающим плоскостопием матричные стельки «Ортостеп». Использование матричных стелек будет способствовать улучшению кровообращения в нижних конечностях, снятию отечности, усталости, болей в ногах.

 

Поскольку музыканты, как и все население земного шара, постоянно подвергаются воздействию электромагнитного фона, создаваемого множеством источником излучения, рекомендуем для индивидуальной защиты Гаджеты АЙРЭС:

  1. Aires Defender – можно применять как для защиты от внешнего электромагнитного излучения, так и в качестве резонансного биокорректора, оказывающего выраженное общегармонизирующее действие.  Особенно рекомендуем пользоваться этим изделием во время поездок на гастроли.
  2. Нейтрализатор Aires Shield для защиты человека от излучения смартфона, мобильного телефона, коммуникатора.

 

Врач Фонда АЙРЭС к. м. н. Лапина Светлана Павловна