Строительство станции в Чернобыле было завершено в 1975 году. После событий 26 апреля 1986 года станция была заморожена и эксплуатация прекращена в связи с возможным повреждением электронного оборудования. За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук) получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Высота станции близ Чернобыля около 150 метров, длина 800 метров.
Экспериментальный узел «Чернобыль-2″ был сверхсекретным объектом и на всех топографических картах того времени, между селами Копачи и Диброва, где находилась РЛС, стояла точка, обозначенная как «пионерский лагерь”.
В 1947 г. научным сотрудником НИИ-16 Николаем Ивановичем Кабановым впервые в мире была выдвинута идея раннего (загоризонтного) обнаружения самолетов в коротковолновом диапазоне волн на удалении до 3000 км. В основе идеи лежало использование эффекта отражения радиоволн от ионосферы для загоризонтного обнаружения целей. Высота ионизированных слоев атмосферы, от которых отражается луч радиолокационной станции (РЛС), составляет от 70 до 300 км; при одном отражении, с учетом кривизны земного шара, луч упадет на земную поверхность как раз на таком расстоянии (до 3000 км). Станции, построенные в расчете на такой процесс, называются односкачковыми. Если же надо «смотреть» дальше, то требуется многоскачковая станция (двух-, трёхскачковые).
В рамках Научно-исследовательской работы (НИР) “Веер” в Мытищах была построена опытная установка, но обнаружить цели за горизонтом из-за неразрешимых технических трудностей Н.И.Кабанову в то время так и не удалось. Поэтому установилось мнение, что обнаружить цели за горизонтом на фоне мощных отражений от Земли невозможно. НИР “Веер” была завершена в 1949 г.
Работы по загоризонтной радиолокации в СССР возобновились в 1958 г. В ходе работ была доказана принципиальная возможность загоризонтного обнаружения самолетов на дальности одного скачка (3 000 км) и стартующих баллистических ракет на дальности двух скачков (6 000 км).
Практическая реализация загоризонтной локации в СССР связана с именем главного конструктора радиорелейных линий, лауреата Государственной премии СССР Ефима Семеновича Штырена. Он, не зная об открытии Кабанова, в конце 1950-х гг. сделал такое же предложение для обнаружения самолетов на дальностях 1000 — 3000 км.
Ефим Штырен, его ближайший помощник и единомышленник Василий Шамшин (ставший впоследствии министром связи СССР), молодые ученые Эфир Шустов и Борис Кукис теоретически обосновали возможность создания мощного коротковолнового загоризонтного радара. Они разработали научный отчет “Дуга”, названный так потому, что обнаружение целей за тысячи километров шло над круглой поверхностью Земли. 1 января 1961 г. был представлен отчет по НИР «Дуга», в котором фиксировались результаты расчетов и экспериментальных исследований по отражающим поверхностям самолетов и ракет, а также высотного следа последних, и предложен метод выделения слабого сигнала от цели на фоне мощных отражений от земной поверхности. Комиссия, рассмотрев отчет, дала работе положительную оценку и рекомендовала подтвердить теоретически обоснованную возможность обнаружения прямыми экспериментами.
Источник: http://masterok.livejournal.com/918653.html