Возрастные особенности диагностики и коррекции детей с синдромом недостатка внимания и гиперактивности (снвг) - Матрица Здоровья

Возрастные особенности диагностики и коррекции детей с синдромом недостатка внимания и гиперактивности (снвг)

Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, Россия

Поведение детей c СНВГ обычно не соответствует возрастной норме и в школе они отстают от сверстников, трудно адаптируются в окружающей их среде и составляют для врачей и педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является социальная дезадаптация ребенка в обществе. Во многих странах профилактику синдрома дефицита внимания с гиперактивностью рассматривают как эффективную профилактику подростковой преступности и правонарушений [Lubar J.F., 1998; Rasey H.W., 2003].

В течение пяти учебных лет (2008-2012 г.г.) проводились мониторинговые исследования в шести общеобразовательных учреждениях г. Кирова и области. Под наблюдением находилось 819 учащихся (из них 458 младшего и 361 среднего и старшего школьного возраста, в том числе 105 (23%) и 61 (17%) с признаками СНВГ соответственно).

В диагностическом исследовании были использованы следующие методики: антропометрические исследования, тест Тулуз-Пьерона, модифицированные буквенные таблицы, время простой двигательной реакции, анкетирование учителей и родителей, оценочные шкалы с выявлением незначительной, умеренной и выраженной степени признаков СНВГ, прогностическая шкала риска и т.д., на основании чего давалась оценка факторов риска для данной группы детей. Изучались медико-социальные причины формирования отклонений здоровья ребенка.

Коррекционная работа учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей и включала использование приборов биологической обратной связи с компьютерными программами «Дыхание. 2», «Нейрокор 3.1.С» и «Экватор», позволяющих регистрировать ряд функций: частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), дыхательную аритмию сердца (ДАС), электромиограмму (ЭМГ), определять биологический возраст, температуру кожных покровов.

По мнению профессоров Л.С. Чутко, Ю.А. Фесенко [2007, 2009], для эффективной работы с детьми, имеющими признаки СНВГ, необходимо комплексно сочетать медицинские подходы с педагогическим воздействием. Важна организация режима дня, особое внимание следует обращать на продолжительность сна, периоды работы и отдыха, двигательной активности и импульсивности.
Эффективной оказывается организация и терапевтической, психотерапевтической помощи семье, которая проводится поэтапно: индивидуальная и совместная терапия родителей; семейная терапия; обучение родителей; индивидуальная и групповая терапия детей; индивидуальная и групповая развивающая психотерапия для детей; групповая терапия для родителе
[r_appl]
Источник: Материалы IX международого междисциплинарного конгресса НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ