Влияние шума на здоровье человека - Матрица Здоровья

Влияние шума на здоровье человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей — инфразвуком. Шум  — громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение окружающей среды – это звуковой бич нашего времени, видимо, самое нетерпимое из всех видов загрязнения внешней среды. Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды человечество столкнулось с проблемой борьбы с шумом. Появились и получают широкое распространение такие понятия как «акустическая экология», «шумовое загрязнение  окружающей среды» и др. Всё это обусловлено тем, что вредное воздействие шума на организм человека, на организм человека, на животный и растительный мир бесспорно, установлено наукой. Человек и природа все больше страдают от его пагубного воздействия.

По И. И. Дедю (1990), загрязнение шумовое – форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной – повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов.

Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Но к этому фону прибавляются всё новые децибелы, в результате чего уровень шума зачастую превышает 100дБ.

Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления. 1дБ – самый низкий уровень шума, который едва способен улавливать человек. Природа никогда не была безгласной, она небезмолвна, а бесшумна. Звук – одно из самых древних её проявлений, такой же древней, как и сама Земля. Звуки всегда были и даже чудовищной силы и мощи. Но всё же в природной среде преобладали звуки шелеста листьев, журчания ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, которые всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Человек творил, и появлялись всё новые и новые звуки.

[r_mail]

После изобретения колеса он, по справедливому замечанию известного английского акустика Р. Тайлора, сам того не осознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. С рождением колеса стал всё чаще утомлять и раздражать человека. Естественные звучания голосов Природы стали все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами Шум трамваев, рёв реактивных самолётов, вопли громкоговорителей и тому подобное – это бич человечества.
[r_appl]
Самолёт и шум

Все самолёты производят шум, а реактивные – больше, чем большинство других. В результате уровень шума, особенно вокруг аэропортов, постоянно растёт по мере того, как на авиалинии выходит всё больше реактивных самолётов, а мощность их всё увеличивается. Одновременно растёт и недовольство общественности, так что авиаконструкторам приходится немало трудится над тем, как сделать реактивные самолёты менее шумными. Рёв реактивного двигателя вызывается главным образом стремительным перемешиванием выхлопных газов с наружным воздухом. Его громкость напрямую зависит от скорости столкновения газов с воздухом. Она наибольшая, когда двигатели выводятся на полную мощность перед отрывом самолёта.

Одним из способов снижения уровня шума является использование турбовентиляторных двигателей, в которых большая часть всасываемого воздуха минует камеру сгорания, в результате чего скорость выброса выхлопных газов уменьшается. Турбовентиляторные двигатели применяются сейчас на большинстве современных пассажирских авиалайнеров.

Обычно уровень шума реактивных двигателей измеряется в децибелах (дБ) реального ощущаемого шума, где во внимание принимается, помимо громкости звука, ещё и его высота и продолжительность.

Внутри уха

Когда над вами полетает реактивный самолёт, он распространяет вокруг себя звуковые волны в виде колебаний уровня воздушного давления. Эти волны создают вибрации в вашей барабанной перепонке, которая передаёт их через три маленькие косточки – молоточек, наковальню и стремечко – в заполненное воздухом среднее ухо.

Оттуда вибрации проникают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, проходя через полукружные каналы, заведующие вашим равновесием, и улитку. Слуховой нерв реагирует на колебания жидкости в улитке, преобразуя их в закодированные импульсы. Импульсы поступают в мозг, где они расшифровуются, и в результате мы слышим звук.

Влияние шума на организмы

Исследователи установили, что шум может разрушать растительные клетки. Например, эксперименты показали, что растения, подверженные обстрелу звуками, засыхают и гибнут. Причиной гибели является чрезмерное выделение влаги через листья: когда уровень шума превышает определённый предел, цветы буквально исходят слезами. Если гвоздику поставить рядом с работающим на полную громкость радиоприёмником, цветок завянет. Деревья в городе умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Пчела теряет способность ориентироваться и перестаёт работать при шуме реактивного самолёта.

Конкретным примером воздействия шума на живые организмы, можно считать следующее событие двухлетней давности. Тысячи невылупившихся птенцов погибли на косе Птичья близь гирла Быстрое (дельта Дуная) в результате дноуглубительных работ, ведущихся немецкой компанией «Мебиус» по распоряжению Минтранса Украины. Шум от работающей техники разносился на 5-7км, оказывая негативное влияние на прилегающие территории Дунайского биосферного заповедника. Представители Дунайского биосферного заповедника и еще 3 организаций вынуждены были с болью констатировать гибель всей колонии пестроносой крачки и речной крачки, которые располагались на косе Птичья.

Из Акта обследования косы Птичья от 16 июля 2004 года: «В результате фактического обследования косы Птичья (возле гирла Быстрое) на месте расположения крупных колоний пестроносой (950 гнезд и 430 гнезд — по итогам учета 28.06.04 г.) и речной крачки (120 гнезд — по данным того же учета) на площади примерно 120х130 метров и площади примерно 30х20 метров обнаружены остатки многих сотен яиц указанных видов. Характер их повреждений однозначно свидетельствует о том, что птенцы из них не вылуплялись. Расчетное время начала вылупления птенцов этой колонии ожидалось с 20 июля. Наиболее вероятной причиной исчезновения колонии (на ее месте в настоящее время отсутствуют даже взрослые птицы) является чрезмерный фактор беспокойства, вызванный работающей поблизости дноуглубительной техникой, а также обслуживающими ее катерами».

После этого представитель МИД Украины имеет наглость заявлять, что «Строительство канала Дунай – Черное море не нарушает экологического баланса дельты Дуная». Об этом заявил Министр иностранных дел Украины, Константин Грищенко в ответ на призывы представителей ЕС и ряда международных природоохранительных организаций прекратить сооружение канала до проведения экологической экспертизы (по сообщению газеты «Голос Украины»).

Пользуясь такой позицией Правительства Украины, «Минтранс», компании «Дельта — Лоцман» и «Мебиус» совершенно не собираются прилагать никаких усилий по минимизации ущерба от строительства канала.

Напротив, 17 июля представитель «Дельта – Лоцман» заявил о скором начале сноса деревьев и причала заповедника в районе кордона Быстрое — т. е. на территории, не лишенной заповедного статуса.

Таким образом, пока Президент Украины без тени смущения на переговорах с Евросоюзом говорит о безвредности канала для уникальной природы Дельты Дуная, «Минтранс», «Мебиус» и «Дельта — Лоцман» делают все, чтобы охранять в украинской части дельты было нечего.

На сегодняшний день в защиту Дунайского заповедника пришло в разные инстанции около 8000 писем со всех стран мира.

Влияние шума на человека

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

Как уже было сказано, уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, — децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов, и то при уровне шума 60-90дБ возникают неприятные ощущения. Звук в 120-130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым и парой приводит к  необратимой потери слуха. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Звук в 180дБ вызывает усталость металла, а в 190 – вырывает заклёпки из конструкций. Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума — так называемая бытовая техника. Также известно, что кроны деревьев поглощают звуки на 10-20дБ.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.

В Великобритании, например, один из четырёх мужчин и одна из трёх женщин больны неврозами из-за высокого уровня шума. Учёные Австрии установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8-12 лет. Угроза и вред шума станут более понятными, если учесть, что в больших городах он ежегодно возрастает примерно на 1дБ. Ведущий американский специалист по шуму доктор Кнудсен заявил, что «шум – такой же медленный убийца, как и смог».

Но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Интересно, что американский отоларинголог С. Розен установил, что в африканском племени в Судане, не подверженному воздействию цивилизованного шума, острота слуха у шестнадцатилетних представителей в среднем такая же, как у тридцатилетних людей, живущих в шумном Нью-Йорке. У 20% юношей и девушек, часто слушающих модную современную эстрадную музыку, слух оказался притуплённым так же, как у 85-летних стариков.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, т. е. акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма. Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. Известный терапевт академик А. Мясников указывал, что шум может быть источником гипертонии.

Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Этот перечень можно продолжить. Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом.
[r_filtri]
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности — чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже слабые звуки – инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов. Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы

Таким образом, с шумом необходимо бороться, а не пытаться привыкнуть. Борьбе с шумом посвящена акустическая экология, целью и смыслом которой являются стремление установить такое акустическое окружение, которое соответствовало бы или было созвучно голосам природы, ибо шумы техники противоестественны всему живому, эволюционно сложившемуся на планете. Следует помнить, что борьба с шумом велась ещё в древности. Например, 2,5 тыс. лет назад в знаменитой древнегреческой колонии городе Сибарисе действовали правила, охраняющие сон и покой граждан: запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумных профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города.

Борьба против шумовых загрязнений

В 1959г. была создана Международная организация по борьбе с шумом.

Борьба с шумом – это сложная комплексная, требующая больших усилий и средств проблема. Тишина стоит денег и немалых. Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее акустическая наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом. Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно-планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром. Предпочтение следует отдать мерам на стадии проектирования, а не когда шум уже продуцируется.

Санитарные нормы и правила устанавливают:

предельно допустимые уровни шума на рабочих местах в помещениях и на территории производственных предприятий, создающих шум, и на границе их территории;
основные мероприятия по уменьшению уровней шумов и предупреждению воздействия шума на человека.

Действуют и создаются соответствующие стандарты. Несоблюдение их преследуется по закону. И хотя в настоящее время не всегда удаётся добиться эффективных результатов в борьбе с шумом, всё же шаги в этом направлении делаются. Устанавливаются специальные шумопоглощающие подвесные потолки, собранные из перфорированных плит, глушители на пневматических устройствах и приспособлениях.

Музыковеды предложили свои средства смягчения шума: умело и правильно подобранная музыка стала влиять на эффективность работы. Началась активная борьба с транспортным шумом. К сожалению, не действует запрет на подачу транспортных звуковых сигналов в городах.

Создаются шумовые карты. Именно они дают детальную характеристику шумовой обстановки в городе. Несомненно, можно разработать оптимальные меры, обеспечивающие должную шумозащиту окружающей среды. Шумовая карта по В. Чуднову (1980) – это своеобразный план наступления на шум. Способов борьбы с транспортным шумом немало: строительство туннельных развязок, подземных переходов, автотрасс в туннелях, на эстакадах и выемках. Осуществимо и снижение шума двигателя внутреннего сгорания. На железной дороге укладываются бесстыковые рельсы – бархатный путь. Актуально строительство экранирующих сооружений, высаживание лесных полос. Нормы шума следует пересматривать через каждые 2-3 года в сторону их ужесточения. Большие надежды в решении этой проблемы возлагаются на электромобили.

Шкала уровня шума

Уровень воздействия шума — Характерные шумопроизводители — Интенсивность шума, дБ:

  • Порог слуха — Полная тишина — 0
  • Допустимый уровень — Шум нормального дыхания — 10
  • Домашний комфорт — 20
  • Норма громкости звука — звук часов  — 30
  • Шорох листьев на лёгком ветру — 33
  • Норма громкости днём  — 40
  • Тихий шёпот на расстоянии 1-2 метров — 47
  • Тихая улица — 50
  • Работа стиральной машины — 60
  • Уличный шум — 70
  • Обычная речь или шум в магазине, где много покупателей — 73
  • Гул голосов в переполненном ресторане — 78
  • Пылесос, шум на шоссе с очень интенсивным движением, шум стакана — 80
  • Опасный уровень — спортивный автомобиль, максимальная норма громкости звука в производственном помещении — 90
  • Громкая музыка проигрывателя в большой комнате — 95
  • Мотоцикл, электропоезд метро — 100
  • Шум городского транспорта, рёв дизельного грузовика на расстоянии 8 метров — 105
  • Рёв взлетающего «Боинга-747» прямо над головой — 107
  • Громкая музыка, мощная косилка — 110
  • Болевой порог Звук работающей газонокосилки или воздушного компрессора — 112
  • Рёв «Боинга-707», идущего на посадку в аэропорту — 118
  • Рёв взлетающего «Конкорда» прямо над головой, мощный раскат грома — 120
  • Сирена воздушной тревоги, сверхшумовая модная электромузыка — 130
  • Пневматическая клёпка — 140
  • Смертельный уровень — Взрыв атомной бомбы — 200

Источник: http://a-portal.moreprom.ru/pages%2Bview%2B83.html