Влияние семьи на душевное здоровье человека - Матрица Здоровья

Влияние семьи на душевное здоровье человека

 

Семья и психическое расстройство

Кризис семьи влияет не только на уровень социальной организации. Он сказывается и на психической жизни каждого отдельного человека. Когда семья правильно и хорошо исполняет возложенные на неё обязательства, она действует в качестве защиты и профилактики против появления психических расстройств.

Такая семья называется поддерживающей. В противном случае в ней нарушаются семейные связи и взаимоотношения в целом или же между определёнными членами семьи (например, между супругами, детьми и родителями, а также братьями и сёстрами). Нарушение этих взаимоотношений может повлечь за собой весьма неблагоприятные последствия для психологического развития человека.

Существует несколько факторов, которые серьёзно влияют на развитие взаимоотношений и определяют уровень общения в семье.

Во-первых, это чувство семейной сплочённости, возникающее у членов семьи, – осознание, что они принадлежат к одному роду, который в любых жизненных ситуациях будет действовать дружно.

Во-вторых, большое влияние на семейные взаимоотношения оказывает эмоциональный климат, который поддерживается в семье, или же манера, в которой привыкли общаться друг с другом члены семьи. К примеру, некоторые семьи можно назвать меланхолическими.

В-третьих, это эмоциональная атмосфера, в которой отражается влияние самых разных событий или условий жизни. Имеется в виду, например, приятная атмосфера, царящая в доме, где только что сыграли свадьбу.

И, наконец, в-четвёртых, это так называемая выраженная эмоция, которая определяет уровень критицизма, одобрения/неодобрения и толерантности/враждебности, проявляемые в семье. Выраженная эмоция считается негативной, когда её характеризует:

— критикующая позиция (обычно она выражается такими порицающими словами, как «только бездельничать и умеешь», «никуда ты не годишься» и пр.),

— агрессивность (выражается как в действиях, так и на словах, например, «я тебя ненавижу», «убить тебя мало!», «чтоб мои глаза больше тебя не видели!» и пр.),  а также

— эмоциональная вовлечённость или гиперопека (например, постоянное вмешательство во все аспекты личной жизни или профессиональной деятельности одного из членов семьи со стороны его родственников). Обычно это выражается при помощи частого употребления таких выражений, как «этот недотёпа ни с чем не справится, если я ему не помогу» или «расскажи мне обо всём, что тебя занимает» и т.п.

В семьях, где дети страдают депрессиями, царит негативное выражение эмоций. Также проявление негативных эмоций встречается в семьях лиц с диагнозом «шизофрения» и может послужить причиной рецидивов этой психиатрической болезни.

Напротив, позитивно выраженная эмоция характеризуется положительным, поддерживающим отношением членов семьи друг к другу, а также душевной теплотой, которая действует как защита от появления и развития психических расстройств.

Для оценки склонности людей к проявлению эмоций используют диагностическую беседу (семейный опросник Camberwell): диалог записывают на плёнку и оценивают высказывания по степени критичности, эмоциональной вовлечённости, враждебности, сердечности, наличия позитивных замечаний.
Нарушенное внутрисемейное общение

Помимо негативно выражаемых эмоций, существуют и другие формы нарушения внутрисемейного общения, причинная связь которых с возможностью появления психиатрических проблем признаётся специалистами. К ним относятся шизофреногенное общение между родителями и детьми, нарушенные супружеские взаимоотношения и ложная взаимность.

В так называемой теории «double bind» (перевести термин можно как «двойное послание» или «двойной зажим») Бейтсона описывается шизофреногенное общение между родителями (чаще всего, матерью) и ребёнком. Такое общение характеризуется несколькими обязательными парадоксальными критериями.

Во-первых, послание отличается противоречивостью и определяется в ситуациях, когда ребёнок получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица (родителя), причём ни на одно из них у ребёнка не получается адекватно отреагировать, поскольку любая его реакция трактуется родителем отрицательно. Эти сообщения могут в словесной форме выражаться как совет, одобрение или побуждение что-то сделать, но в то же время на невербальном уровне – как запрет или нежелание, чтобы ребёнок сделал это. Например, ребёнок спрашивает свою мать: «Мам, я пойду во двор, поиграю?» Мать отвечает: «Иди», но при этом выражение её лица или жесты говорят о недовольстве подобным развитием событий, что, естественно, смущает ребёнка. Таким образом, если ребёнок отправится играть, он это сделает как бы нехотя, в то время как если он не пойдёт, то будет недоволен своей матерью или самим собой, что не собрался с духом и не пошёл, куда хотел. В обоих случаях он внутренне рассердится на свою мать, а это чувство по отношению к матери ребёнку довольно трудно «переварить», и в нём поселится чувство вины.

Но это ещё только половина проблемы! Если ребёнок отвечает взаимностью на это лицемерное чувство матери, то она начинает беспокоиться и наказывает своего ребёнка, обвиняя его в лицемерии. К примеру, если в предыдущей описанной нами ситуации ребёнок отправится играть, то по возвращении мать может наказать его под каким-нибудь предлогом («ты опоздал!») и не пустить его гулять в следующий раз. Или она станет постоянно упрекать своего ребёнка, будто тому «неинтересно с мамочкой, потому что он её совсем не любит». А если он не решится пойти на прогулку, то мать может ему, например, сказать что-нибудь вроде: «Я же тебе говорила, чтобы ты пошёл, а сейчас ты остался не ради меня и вовсе не потому, что ты послушный ребёнок!» Таким образом, ребёнок будет в совершенной растерянности относительно того, какой же способ общения (наиболее для него безопасный и спокойный) со своей матерью ему выбрать.

Во-вторых, послание исходит от значимого лица (а родители для детей и являются самыми значимыми фигурами).

В-третьих, такие ситуации повторяются регулярно, и ребёнок привыкает к противоречиям, которые его окружают постоянно.

И, наконец, «жертва» не имеет возможности выйти из этой коммуникации, принимает её и начинает опасаться проявляемого значимым «агрессором» эмоционального (а то и физического) наказания.

В итоге получается замкнутый круг. Если ребёнок не отвечает на чувства матери, то мать будет себя чувствовать «нелюбимой мамой», и её беспокойство станет всё больше возрастать. Таким образом, она или будет наказывать ребёнка (под разными предлогами), или всяческими способами станет показывать свою любовь к нему, чтобы вызвать с его стороны ответное выражение любви. Если же ребёнок ответит на её проявления чувств, то мать будет уверена, что он это делает лицемерно. Другими словами, в этих самых важных для ребёнка взаимоотношениях с матерью он будет наказан в любом случае.

Считается, что шизофреногенное общение с матерью и развитие в семье «double bind» являются одним из основных факторов, предрасполагающих к появлению шизофрении, хотя у этого ещё нет достаточного количества научных доказательств. Однозначно доказано, что подобная схема отношений встречается в семьях людей, страдающих шизофренией, но не является обязательным условием её возникновения. Остаётся добавить, что подобного рода отношения встречаются не только в семьях, но и на работе и в других сферах человеческой жизнедеятельности.

В психиатрии был описан так называемый тип «матери шизофреника». Исследователи нашли, что нарушения взаимоотношений детей с «гипербеспокойной матерью» также являются фактором, способствующим  развитию психоза в детях. «Мать шизофреника», которая своим поведением делает ребёнка более восприимчивым к психическим заболеваниям, с одной стороны, эмоционально отвергает своего ребёнка, а с другой гиперопекает из-за повышенного уровня тревожности и потребности контролировать чужие жизни, препятствуя здоровым проявлениям детской инициативности.

Впрочем, необходимо отметить, что нельзя обвинять только поведение матери в появлении и развитии психозов у детей. Сегодня уже известно, что причина шизофрении всё же не кроется в неправильном способе воспитания. Существует множество биологических, психологических и социальных факторов появления шизофрении, и все они работают не по отдельности, а только в совокупности.

Одним из нарушений внутрисемейной коммуникации являются и следующие нарушения супружеских взаимоотношений:

— эмоциональный развод, когда супружеская пара живёт вместе, в одном доме (по экономическим или любым другим причинам),  но между супругами нет никакой эмоциональной связи;

— супружеская пара, в которой один из супругов – деспот, а другой – его жертва.

Считается, что в семьях с подобными нарушениями у одного из членов семьи может развиться шизофрения. Также в семье, где мать деспотичная, а отец – робкий и мягкий человек, у их сыновей возможно нарушение половой идентификации.

Наконец, если в целом семейная атмосфера наполнена так называемой «ложной взаимностью» – когда в семье поддерживаются запрет на выражение своих эмоций, холодность и отдалённость членов семьи друг от друга, несмотря на внешнюю вежливость, – то и в этом случае предполагается большая вероятность возникновения и развития шизофрении.
Стрессогенные жизненные факторы, или стрессоры

Семьи не бывают всё время поддерживающими или наоборот. В жизни любой семьи случаются критические, тяжёлые периоды, во время которых нарушается психологическое равновесие, которое, возможно, создавалось годами. Конечно, в эти непростые периоды большую роль играют стрессоры – стрессогенные факторы жизни. Считается, что они также имеют значение в проявлении различных психических расстройств.

Развод и тяжёлая болезнь составляют самые серьёзные стрессогенные факторы, которые могут психологически повлиять на членов семьи, особенно на детей. Однако, как и в случае с шизофренией, для того, чтобы развился психоз, недостаточно только одного стрессора. Необходимо скопление, по крайней мере, нескольких событий, приводящих к стрессу. Это, к примеру, неверность одного из родителей или другой подобный «семейный скандал», о котором становится известно, расставание, тяжёлая болезнь или смерть одного из близких родственников, новая беременность матери, проблемы, открывающиеся перед ребёнком при вступлении в подростковый возраст. Такими факторами могут быть даже смена школы или каникулы!

Переходя в новую школу, ребёнок вынужден привыкать и приспосабливаться к новым условиям. Этот процесс может оказаться очень болезненным, особенно в том случае, если новые одноклассники или учителя не сразу признают ребёнка. Что касается каникул и отпусков, проводимых с семьёй, то они обычно вытягивают нас из повседневной рутины, заставляя членов  семьи лучше узнать друг друга в новых обстоятельствах, в том числе и не всегда с положительной стороны – например, могут открыться какие-то недостатки, которые раньше не замечались.

Наконец, плохая отметка на экзамене и завышенные требования родителей тоже могут подтолкнуть к проявлению психических нарушений в поведении ребёнка.

Ещё одним фактором, который может повлиять на возникновение психического расстройства, является одиночество. Разведённые, вдовые, неженатые или незамужние люди, а также те, кого по какой-либо причине оставили родственники, часто являются жертвами появления, развития или рецидивов психических болезней. Именно поэтому существование поддерживающей, правильно выполняющей свои функции семьи в жизни человека обладает столь сильным профилактическим эффектом в деле защиты от психических нарушений. Тем не менее, в семьях, которые не являются поддерживающими, возможность возникновения психических расстройств достаточно высокая.
Семья и профилактика психических болезней и расстройств

Первичная профилактика проводится обычно с особыми категориями семей:

— с повышенным риском развития нарушений психики и поведения (например, в случае, когда у одного из родителей найдено психическое расстройство),

— с высокой частотой возникновения психосоциальных проблем.

Одними из самых распространённых стратегий профилактического действия в данной области служат профилактическое психотерапевтическое вмешательство в жизнь ребёнка (производится, в частности, при помощи информации о ребёнке, которую дают родители), а также своевременное информирование родителей.

В случае, когда речь идёт о людях с серьёзной психиатрической проблемой, роль семьи в их социальной реабилитации является фундаментальной. Родственникам больного необходимо работать над эмоциональным фоном в семье и своими коммуникативными привычками, чтобы сократить, насколько это возможно, негативные паттерны поведения, которые, как уже отмечалось, крайне отрицательно влияет на развитие психической болезни и приводит к рецидивам. Также родные психически больного человека должны, по возможности, пройти краткие образовательные курсы, чтобы лучше понимать болезнь своего родственника и научиться противостоять ей.

Подобное обучение помогает не только больным членам семьи, но и здоровым, которые часто из-за болезни своего родственника сами начинают испытывать депрессивные или тревожные состояния, и у них тоже может развиться какое-нибудь психическое нарушение.

В последнее время стало развиваться движение взаимопомощи среди родственников больных с психическими нарушениями. Группы и общества, входящие в это движение, имеют своей целью не только помогать таким семьям и поддерживать их, но и бороться с тем социальным клеймом, которое несут на себе психически больные люди и их родственники.
[r_appl]

Источник: http://www.matrony.ru/vliyanie-semi-na-dushevnoe-zdorove-cheloveka/