Адаптивные возможности студентов в период обучения в высшем учебном заведении - Матрица Здоровья

Адаптивные возможности студентов в период обучения в высшем учебном заведении

Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ)

Режим рационально построенной физической и умственной деятельности студентов повышают показатели их физического и психического состояния, эффективность усвоения учебного материала.
В статье описаны основные факторы, определяющие механизмы формирования психического состояния в процессе адаптации студентов к учебной деятельности. Стресс является основным фактором, определяющим механизм формирования адаптивных реакций нервной системы к обучению в высшем учебном заведении.

Изменение привычных условий обучения в том числе, окружающей обстановки, ритма жизни и сферы общения, необходимость большей ответственности и самостоятельности, интенсивные умственные нагрузки предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья студентов.
Ключевые слова: адаптация, нервная система.

Период ранней зрелости человека (с 18 до 21 года) – это период студенчества. Он характеризуется наименьшим объемом внимания в познавательной деятельности [1].
Доказано, что режимы рационально построенной физической и умственной деятельности студентов повышают показатели их физического и психического состояния, увеличивают сопротивляемость организма, улучшают способность к активации и концентрации внимания, повышают устойчивость к острому умственному утомлению, улучшают мозговое кровообращение, увеличивают успеваемость к концу года, увеличивается продуктивность умственной работы, повышается эффективность усвоения учебного материала.

В процессе обучения студентам приходится приспосабливаться к новым социальным условиям и к активной умственной деятельности. В результате возникает длительное напряжение духовных и физических сил, как основы социальной адаптации, то есть преодоление несоответствия между статусом индивида и нормами коллектива. Одни студенты преодолевают социальный барьер без ущерба для здоровья, другие с нарушением его.

Процесс обучения студентов вузов связан с эмоциональными переживаниями. Под хроническим влиянием воздействий учебных эмоциональных нагрузках у студентов существенно повышается напряженность различных функций организма, в том числе и нервной системы.
[r_filtri]
В период сессии у студентов увеличивается рабочая нагрузка до 15 -16 часов в сутки. В связи с «хроническим» недосыпанием, нарушением питания, режима труда и прочих факторов, связанных со стилем и образом жизни, развивается нервно–психическое напряжение. Кроме того, рост активности энергообеспечивающих и соматических функций в течении учебного дня является особенностью работы в высоком темпе. Стрессовые ситуации вызывают соматические и вегетативные изменения, связанные с истощением функциональных запасов нервной системы, выражающиеся в слабости, потере аппетита, потливости, быстрой утомляемости и раздражительности. Ильина А.Г. и Агапов Л.А. определяют эти паталогические состояния как результат умственного нервного переутомления.

Особенности личности связанны с особенностями протекания ряда важных физиологических процессов. Основным фактором, определяющим механизмы формирования психического состояния, отражающего процесс адаптации к напряжению, является не столько объективная сущность «сложности» ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человеком.

В стрессовой ситуации студенты могут достигать разной степени напряжения. При ослабленной степени обеспечиваются сохранность соматического состояния, психомоторики, эмоционального фона, помехоустойчивости и настроения. Признаки напряжения незначительны: отсутствие мотива к деятельности при состоянии покоя.

У вновь прибывших студентов высшего учебного заведения, проявляются различные виды психического и физического дискомфорта и многочисленные жалобы на нарушения психических и физических функций, которые проявляются при чрезмерном напряжении. Функциональное состояния многих систем организма проявляется в недостаточности приспособительных реакций, особенно центральной нервной системы. Таким образом, изменение привычных условий, окружающей обстановки, ритма жизни и сферы общения, необходимость большей ответственности и самостоятельности, интенсивные умственные нагрузки предъявляют повышенные требования к состоянию организма студентов.
[r_appl]
Однако ослабленное, чаще всего до поступления в высшее учебное заведение, функциональное состояние организма, проблемы в экологии, недостаточно полноценное питание, гиподинамия обусловливают тот факт, что более половины начинающих обучение студентов нездоровы и находятся в предболезненных состояниях, по этому изучение данного вопроса не теряет своей актуальности.

Источник: Материалы IX международного междисциплинарного конгресса НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ