Сравнительная характреристика внимания и работоспособности у подростков различных типов школ - Матрица Здоровья

Сравнительная характреристика внимания и работоспособности у подростков различных типов школ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», Рязань, Россия;

Стремление сохранить в школе темпы информатизации общества ведёт к перегрузки, вызывающей психофизиологические изменения состояния здоровья учащихся. По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь получаемой информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю историю человечества. Это означает, что нынешнем поколениям детей и подростков, следует усваивать в 4-5 раз больше информации, чем предыдущим поколениям.

Всего обследовано 150 школьников – подростков в течение пяти лет. Материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным. В работе использованы стандартные методики. При анализе психофизиологических показателей работоспособности учащихся двух школ, проводимой в течение пяти лет оказалось, что физическое развитие подростков общеобразовательной школы и школы-интерната для глухих и слабослышащих учащихся отличается, оно лучше у подростков школы-интерната, особенно по показателю длины тела со степенью достоверности p≤ 0,01. При анализе степени умственной работоспособности высчитывали показатели «К» — подвижности нервных процессов и «Q»- продуктивности работы.

Среднее значение по показателю «Q» у глухих и слабослышащих девочек составляет 63,93±0,04; у мальчиков – 55,91 ±5,67, а у учащихся общеобразовательных школ – 69,29±2,28; а также 56,33±4,27. Эти данные двух совокупностей не имеют достоверных отличий. Среднее значение «К» — ближе к норме у детей, депривированных по слуху, соответствует возрастным закономерностям развития. У школьников-подростков школы интерната процессы возбуждения и торможения уравновешены, в отличие от детей общеобразовательной школы. Внимание глухих и здоровых детей также достоверно не отличаются по показателям устойчивости внимания, общей точности восприятия, как у мальчиков, так и у девочек.

В процессе обучения в школе-интернате с каждым учащимся с первого класса проводились специальные коррекционно-развивающие мероприятия. Каждому подбирались индивидуальные кинезиологические упражнения по системе «Три в одном», поэтому были достигнуты положительные результаты в развитии процессов внимания и памяти. Следует отметить также наличие дополнительных каникул, меньшую нагрузку, гигиенически рационально составленное расписание уроков, соответствующее трудности уроков. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствовало снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся.

Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минуток на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствовало снижению утомления. В результате проведенных исследований выявлено – что наибольшее количество отличий связано не с половой принадлежностью учащихся-подростков, а с особенностями развития эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей.
[r_appl]
Источник: Материалы IX международого междисциплинарного конгресса НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ