Синдром "дремучести" - Матрица Здоровья

Синдром «дремучести»

Дети уходят и не возвращаются. Становятся жертвами преступлений, домашнего насилия, гибнут по недосмотру взрослых, шагнув из открытых окон, во время пожаров и ДТП, стремительно теряют здоровье, приобретая все новые болезни, раньше считавшиеся возрастными. «Росбалт» решил разобраться в причинах происходящих глобальных потерь. Мы продолжаем серию публикаций «Школьные «хроники» XXI века», которые основаны на данных статистики, экспертных мнениях и оценках.

От уровня образования зависит физическое и психическое состояние общества. Это научно доказанный факт. Ученые подтверждают: «дремучесть», как ни парадоксально, возникающая на фоне  бурной информатизации, дурно влияет на здоровье, увеличивает, и без того зашкаливающие в российском доме, показатели заболеваемости и смертности.
[r_appl]
Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют о том, что дошкольникам регулярно читают книги только 10% родителей, а школьникам – ничтожное количество – только 0,2% пап и мам. Этими показателями, свидетельствующими о том, что надо бить в набат, вести речь о национальном бедствии, все сказано! Социологи пришли к выводу, что более 35% наших соотечественников вообще не берут в руки книгу, а библиотеки посещают лишь 9% россиян. Специалисты, анализируя причины «дремучести», отмечают: современный ребенок, стремительно обретая сиюминутные знания (например, чуть ли не с полутора лет может включить компьютер), упускают базовые понятия. Больше того, наблюдая, как в компьютерной «бойне» герой падает и поднимается снова, так как ему дарована новая жизнь, воспринимает это всерьез, не слишком задумываясь о возможных последствиях собственного рискованного шага.

«Мир – не мозаика и не фрагмент музыкального клипа, это – объединение всего живого в общую картину», – отчаянно объясняют специалисты, настоящей бедой называя клиповое мышление, обладатель которого не способен всерьез анализировать какую-либо ситуацию, поскольку она не задерживается в его мыслях надолго, ее место очень быстро занимает очередной образ.

Точно так же «клиповые» дети не способны анализировать учебный материал, так как стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, им трудно освоить произведения классической литературы.

Само слово clip все объясняет: в переводе с английского это какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезка из газеты (Сlip — «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка»).

«В некоторых странах, где давно уже осознают опасность клипового мышления, разрабатываются специальные тренинги, позволяющие сосредоточить внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (понятно, не клиповой литературы)», – советует кандидат психологических наук Олег Фридман.

И с сожалением говорит о результатах эксперимента, подтверждающего, насколько снижен коэффициент усвоения знаний: «Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось на двойку. Результаты позволили выявить коэффициент на уровне 10%».

Панацеей, лекарством от клипового мышления, заметно снижающего уровень знаний, специалист считает чтение классики. Но детям, которые растут в нечитающих семьях, привить любовь к книге сложно. И все же единственный, неоспоримый рецепт: чтение детям книг с самого раннего возраста вслух перед сном и в любую свободную минуту. Не ссылайтесь на занятость, упущенное время потом не вернешь.

«Ежедневно перед сном читайте ребенку вслух книги, причем полезно тогда, когда чувствуете особую заинтересованность ребенка в продолжении, останавливаться со словами: «А что будет дальше, узнаешь завтра»! Ежедневно, хотя бы по 10-25 минут слушайте чтение ребенка, задавайте вопросы по содержанию, чаще обменивайтесь с ребенком записками – это, кстати, укрепляет и грамотность. Обязательно рассказывайте сыну или дочке истории о чем-то неизведанном: тайнах вселенной, об истории больших и малых населенных пунктов, городов и стран – словом, обо всем, что может их заинтересовать», – советует доктор исторических наук, автор нескольких исследований, связанных с судьбой исчезнувших деревень Алексей Суворов.

Уже к моменту поступления в детский сад, признают специалисты, от 20 до 50% российских (в том числе и петербургских) малышей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития. Говорить они начинают значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности: срок речевого старта у девочек сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков приближается к трем годам.

«Причины надо искать не только в области здравоохранения, но и в социальных предпосылках», — считает известный специалист в области инклюзивного (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю), автор многих научных статей и книг Елена Кожевникова.

Принципы, разработанные для подхода к образованию «особых» детей — то есть тех, которые имеют разного рода ограничение по состоянию здоровья, вполне подходят, по ее мнению, и к так называемым, «условно здоровым» детям, обучающимся в обычных школах.

Каждый человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение, на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Книга при этом – безотказный, отличный помощник для установления полезных для воспитания и учебы контактов. Хорошо бы это усвоили взрослые самых разных рангов и званий.

Кто спорит: лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Казалось бы, никакого вреда собственному здоровью нечитающий человек не наносит, а возможно – больше того, извлекает реальную пользу – не портит зрение, например…

Но не тут-то было! Как выяснили медики, мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее. Ученые определили, что помимо наследственности, образа жизни и экологии, на продолжительность жизни человека оказывает влияние уровень образования. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем тех, кто малообразован.

В частности, ученые Гарвардской медицинской опытным путем подтвердили: чем выше уровень интеллекта у ребенка, тем больше шансов у него прожить дольше. Исследованию подверглись 862 человек, у которых в детстве IQ был выше 135. В этой группе смертность снижалась обратно пропорционально уровню интеллекта. У тех людей, чей IQ достигал 150, она была ниже на 44%, чем у обладателей IQ, равного 135.

Кроме того, учеными было изучено влияние других факторов – положения в обществе, материального положения, уровня доходов. Оказалось, что IQ влияет на продолжительность жизни вне зависимости от социальных факторов. Выходит, чтение книг – занятие крайне важное, продлевающее жизнь.

Источник: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=113118