Профессиональные заболевания педагогов - Матрица Здоровья

Профессиональные заболевания педагогов

Педагог практически весь день проводит в школе: уроки, внеклассные мероприятия, проверка домашних заданий, педсоветы и т. д. Как правило, не удается отдохнуть и дома: нужно готовиться к занятиям. В целом рабочее время педагога в 2-3 раза превышает недельную нагрузку. Не удивительно, что через 10-15 лет работы у многих учителей возникают так называемые педагогические кризы, выражающиеся в неудовлетворенности своим трудом. Более того, согласно исследованиям, у трети учителей показатель степени социальной адекватности сравним или даже ниже, чем у больных неврозами.

Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.

Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:

    1. интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;
    2. нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;
    3. напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения;

[r_filtri]

    1. малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;
    2. длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности вен нижних конечностей, а у худых людей — к опущению внутренних органов

[r_stelki]

  1. высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий.

При профилактических осмотрах педагогов выявляется в 3,5 раза больше заболеваний, чем регистрируется по листкам нетрудоспособности.

Специалисты кафедры общественного здоровья Башкирского государственного медицинского университета проанализировали состояние здоровья почти тысячи педагогов из разных школ г. Уфы и структурировали профзаболевания в зависимости от их стажа, профиля работы и возраста. Исследование проводилось на основе анализа данных, полученных в ходе обращения педагогов в лечебно-профилактические учреждения. К сожалению, эти данные нельзя считать полными, поскольку далеко не все педагоги в случае заболевания берут больничный. Как правило, листки нетрудоспособности оформляют педагоги со стажем работы до 20 лет. При стаже более 20 лет педагоги, в первую очередь женщины, чаще переносят болезни на ногах.

Согласно исследованию, в структуре заболеваемости педагогов преобладают болезни: органов дыхания (26,1%); органов кровообращения (17,9%); органов пищеварения (15,3%); нервной системы и органов чувств (12,1%); инфекционные и паразитарные заболевания (11,9%).

Болезни органов дыхания и органов пищеварения наиболее часто встречаются среди педагогов в возрасте до 45 лет. В дальнейшем ведущее место (до 50% от всех случаев заболеваемости) занимают болезни органов кровообращения, что совпадает с данными об усилении нервно-эмоционального напряжения у лиц старше 45 лет и частотой жалоб педагогов, связанных с психосоматическими расстройствами.

Анализ сезонных показателей заболеваемости позволил выявить увеличение числа обращений в зимне-весенний период и снижение заболеваемости летом с постепенным подъемом в октябре. Наиболее высокие показатели заболеваний сердечно-сосудистой системы выявлены в апреле, мае и июне, т. е. в конце учебного года, когда накапливается усталость и нарастает психоэмоциональное напряжение в связи с подготовкой к переводным и выпускным экзаменам. Достаточно высокими они остаются и в начале учебного года в период адаптации педагогов к рабочему графику после летнего отпуска.

Таким образом, заболеваемость педагогов в осенне-зимний период определяется в основном болезнями органов дыхания, а в конце и начале учебного года — болезнями системы кровообращения.

Уровень заболеваемости среди педагогов-мужчин в целом ниже, чем среди педагогов-женщин. Они чаще, чем педагоги-женщины, обращаются к врачам по поводу болезней органов дыхания — в 2,3 раза, костно-мышечной системы — в 3,6 раза и системы кровообращения -в 1,7 раза. В то же время число обращений среди педагогов-мужчин по поводу инфекционных заболеваний ниже, чем среди педагогов-женщин в 2,1 раза.

В ходе исследования были установлены существенные различия в заболеваемости педагогов в зависимости от преподаваемой дисциплины. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечен среди учителей физико-математических, лингвистических и общественных дисциплин. В этих же группах независимо от пола и возраста отмечен наиболее высокий уровень обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в связи с заболеваниями системы кровообращения.

Помимо преподаваемой дисциплины, заболеваемость зависит от стажа педагогической деятельности. В частности, у педагогов со стажем до 5 лет преобладают острые респираторные заболевания, нейроциркуляторная дистония и кратковременные подъемы артериального давления, а у педагогов со стажем от 10 до 15 лет — гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, стенокардия, а также неврозоподобные реакции.

Исследование показало, что педагоги плохо заботятся о своем здоровье.

Так, например, 10,2% учителей, в первую очередь учителя начальных классов, русского языка и литературы, несколько раз в год отмечают у себя признаки дисфонии (нарушения голосообразования), но только 24,2% из них выполняют специальные профилактические упражнения, а 48,1% даже не знают об их существовании.
Упражнения для профилактики утомления органов зрения выполняют 22,9% педагогов, делают точечный массаж 6,4%, регулируют поступление каротина в свой организм с продуктами питания или витаминными препаратами 0,4%.
Комплекс производственной гимнастики с целью профилактики остеохондроза выполняют лишь 14,1% педагогов. По понятным причинам чаще это делают учителя физической культуры и воспитатели.

Профилактикой венозной недостаточности педагоги не занимаются вовсе. Те из них, у кого патология вен нижних конечностей уже сформировалась, проводят специальные мероприятия, но редко.
[r_appl]
Несмотря на то, что педагоги довольно часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом (несколько раз в год — 51%, один раз в год — 25,1%), профилактику этих заболеваний проводит из них только 56,6%. Большинство педагогов принимают витамин С (не только в виде таблеток, но и в составе продуктов питания), и только некоторые с этой целью используют ремантадин, оксолиновую мазь и делают точечный массаж. Наиболее подвержены профессиональному стрессу учителя начальных классов, лингвистических дисциплин, руководители образовательных учреждений со стажем работы до 5 лет и педагоги со стажем более 10 лет.

Особое внимание педагогам следует обращать на свое психоэмоциональное состояние. Основными признаками заболевания в этом случае являются нарушения сна, частые головные боли, повышение артериального давления.

Согласно исследованию, различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,9% педагогов, две трети из них жалуются на частые головные боли, у 40% регистрируется стойкое повышение артериального давления.

Изучение биоэлектрической активности головного мозга показало, что с возрастанием стажа педагогической деятельности в отдельных случаях ситуация улучшается. Для учителей естественно-научных дисциплин независимо от стажа и всех педагогов со стажем свыше 20 лет характерны нормальные значения биоэлектрической активности мозга, свидетельствующие об устойчивости этих групп к эмоциональному выгоранию. Напротив, учителя, преподающие физико-математические, лингвистические и общественные дисциплины, демонстрируют наибольшую выраженность синдрома эмоционального выгорания, коррелирующего с показателями биоэлектрической активности мозга.

По данным исследования, только 33% педагогов занимаются профилактикой психоэмоционального перенапряжения: регулярно совершают пешие прогулки, выполняют аэробные упражнения, посещают тренажерные залы, спортивные секции и бассейн, проводят массаж, самомассаж и аутогенные тренировки, принимают адаптогены или травяные отвары успокаивающего действия. В большей степени методами коррекции стрессовых состояний владеют учителя начальных классов, естественно-научных дисциплин и физической культуры.

К сожалению, более 60% педагогов для устранения психоэмоционального напряжения курят, 26,8% употребляют алкоголь, 53,9% переедают, 32,8% принимают снотворные или успокаивающие лекарственные препараты.

В целом исследование показало, что педагоги в недостаточной степени владеют гигиеническими навыками профилактики профессиональных заболеваний. В связи с этим администрация образовательного учреждения должна строго следить за прохождением педагогами ежегодного медицинского осмотра, создавать условия для успешной адаптации новичков, проводить в коллективе просветительскую работу и по возможности оказывать социальную помощь работникам, которые часто болеют или имеют хронические заболевания.

Источник: www.menobr.ru/materials/42/36246/