Материалы по вопросу: «О предложениях по разработке программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда» - Матрица Здоровья

Материалы по вопросу: «О предложениях по разработке программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда»

По данным Росстата, в экономике страны на сегодняшний день имеется порядка 48,7 млн. рабочих мест, на которых заняты около 68,3 млн. работников. При этом удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в конце 2012 г. составил 31,8% (в 2011 г. – 30,5%, в 2010 г. – 29,0%, в 2007 г. – 24,9%).

При этом увеличение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда, произошло:

— на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, с 37,9% в 2007 году  до 42,5 %  в 2010 году, 45,3 % в 2011 году и  46,2 % в 2012 году;

— в промышленности с 27,2 % в 2007 году до  33,4 % в 2012 году;

— в строительстве – с 14,0 % в 2007 году  до  29,7 % в 2012 году;

— на транспорте – с 29,9% в 2007 году до  34,5% в 2012 году.

В целом количество рабочих мест с вредными условиями труда в Российской Федерации оценивается в объеме 26,6 млн. единиц, что составляет более половины (54,6%) имеющихся в стране рабочих мест.  При этом порядка 3,75 млн. рабочих мест характеризуются «трудноустранимыми» факторами производственной среды (т.е. сочетанием нескольких вредных факторов или существенными превышениями гигиенических нормативов по отдельным факторам).

Вредные условия труда являются причиной производственных травм и профессиональных заболеваний, а также влекут значительные расходы работодателей, которые могли бы быть направлены на улучшение и оздоровление условий труда. В  Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек, что обуславливает дополнительные расходы не только Фонда социального страхования Российской Федерации, но и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Существенные экономические потери также возникают из-за прямых потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда (и, как следствие, необходимостью предоставления компенсаций в виде сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска) и травматизмом.

Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 956 млрд. рублей, что составляет около 2,1% от ВВП.

Общие затраты на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, страховые выплаты и пособия ФСС, а также ежегодные расходы ПФР в связи с выплатой досрочных пенсий составили в 2010 году приблизительно 441,2 млрд. рублей.

Суммарные потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах, таким образом, составляют около 1,4 трлн. рублей или 3,1 % ВВП.

Основными способами замещения рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда представляются следующие:

— приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

— модернизация и автоматизация рабочих мест с вредными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства, с обучением и трудоустройством высвобождаемых при этом работников;

— изменение режимов работы работников (защита временем), занятых на рабочих местах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства.

С целью реализации задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда предпринимаются следующие меры.

1. На основе одобренной Правительством Российской Федерации в 2011 году  типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в 54 субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные программы улучшения условий и охраны труда, одной из задач которых является снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда, при этом  в остальных субъектах Российской Федерации завершается разработка указанных региональных программ.Из опыта работы субъектов Российской Федерации, разработавших и внедривших у себя программы улучшения условий и охраны труда, следует отметить, что в данных региональных программах существенная роль отведена противодействию наметившейся негативной тенденции увеличения удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда. Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что реально способствует сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

[r_appl]

Так, две долгосрочные целевые программы «Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2009 — 2013 годы» с общим финансированием 136,88 млн. руб. и на 2014 — 2016 годы (с бюджетом 79,306 млн. руб. соответственно) планируют снижение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда, (в % от общей численности занятых в экономике)  до  21,0%  к  2015  году при величине этого показателя 22,6% в 2011 году.

При этом социальный эффект от реализации мероприятий Программы проявился в увеличении числа рабочих мест, отвечающих требованиям охраны труда; в обеспечении социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности и смертности работников; в повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; в повышении трудоспособности и производительности труда.

Экономический эффект от реализации Программы достигнут за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов.

Бюджетный эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в увеличении доходов предприятий, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца (страховых выплат), уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Новгородская долгосрочная областная целевая программа улучшения условий охраны труда на 2012 — 2015 годы (на реализацию выделено 2144,0 тыс. рублей из средств областного бюджета) предусматривает постепенное снижение указанного показателя с 19,2% (плановый показатель 2012 г.) до 17,0% к 2015 году.

Программа Волгоградской области на 2012 – 2014 годы наметила снижение доли работников, занятых во вредных условиях труда, с 22% до 20%.

2. В течение 2012-2013 годов принято и началась реализация ряда государственных программ в целях развития отдельных базовых для Российской Федерации отраслей экономики, обеспечения конкурентоспособности и их ускоренного развития, которые предусматривают модернизацию существующего производства и развитие кадрового потенциала, способствуя решению задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда. К числу таких программ можно отнести Государственную  программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (подпрограммы «Металлургия», «Легкая промышленность», «Лесная промышленность»),  Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы», а также Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р.

Так, Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» в сфере лесной и легкой промышленности предусмотрена модернизация и техническое перевооружение устаревших производств, что, в целом, соответствует задаче замещения рабочих мест с вредными условиями труда.

Подпрограмма «Металлургия» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» в качестве одного из основных мероприятий предусматривает стимулирование технического перевооружения и модернизации предприятий металлургической отрасли.

Для обеспечения эффективной реализации указанной задачи, в первую очередь, предусмотрено:

создание условий для инновационной и инвестиционной деятельности, модернизации и повышения конкурентоспособности;

стимулирование внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

развитие кадрового потенциала.

Для реализации указанных масштабных проектов со стороны государства предусмотрены меры финансовой поддержки, а также инструменты таможенно — тарифного регулирования, защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта.

При этом государственная корпорация      «Банк      развития      и      внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»   участвует в финансировании   приоритетных инновационных   и   инвестиционных проектов в отрасли. Объем внебюджетного финансирования в течение 2012-2020 годов составит 207,5 млрд. рублей.

В целом, объем инвестиций в металлургический комплекс в течение 2012-2015 годов составит около 1,1 трлн. рублей, а в течение 2016-2020 годов – около 0,9 трлн. рублей.

Аналогично, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» предусмотрены мероприятия по формированию 25 приоритетных инновационных территориальных кластеров – групп  организаций, обеспечивающих промышленное производство и подготовку кадров организаций авиастроения, расположенных в Самаре, Ульяновске, Перми и Хабаровске. В целях обеспечения развития указанных кластеров предусмотрено развитие малого бизнеса, в который предполагается трудоустроить  персонал авиастроительных корпораций, высвобождающийся  в связи с автоматизацией и техническим перевооружением авиационного производства.

В долгосрочной программе развития угольной промышленности на период до 2030 года предусмотрено комплексное осуществление мероприятий по вопросам охраны труда и занятости: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, внедрение системы управления профессиональными рисками в угольной отрасли, организация обучения и трудоустройства работников, высвобождающихся в результате модернизации угольной отрасли. Указанная схема в полной мере соответствует задаче разработки программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда.

3. В рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, ежегодный объем которого превышает 5 млрд. рублей, в период с 2006 по 2012 год  около 10 тыс. рабочих мест приведено в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Вместе с тем, как показывает практика, решение задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда, в частности, путем приведения условий труда в соответствие с действующими государственными нормативами, как правило, сопряжено с необходимостью дополнительных финансовых вложений, источниками которых могут являться собственные средства работодателей или бюджетные средства, выделяемые для реализации указанной задачи в рамках предупредительных мер или программных мероприятий различного уровня.

При этом следует отметить, что большинство программных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и связанных с замещением рабочих мест с вредными условиями труда, ориентировано на улучшение условий труда в отдельных видах экономической деятельности и в целях достижения заявленных государственными программами показателей программные мероприятия могут быть субсидированы (Так, предусмотрено участие государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в финансировании приоритетных инновационных   и   инвестиционных проектов в металлургической отрасли).

Что касается аналогичных программных мероприятий, реализуемых на региональном  уровне, то их финансирование осуществляется из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, при этом в большинстве субъектов Российской Федерации по разным причинам наблюдается устойчивое снижение объемов указанного финансирования, что снижает эффективность реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда.

В указанных условиях целесообразно сформировать и закрепить на законодательном уровне общий гибкий  алгоритм замещения рабочих мест с вредными условиями труда, основанный на экономическом стимулировании работодателя к улучшению состояния условий и охраны труда на рабочих местах. Указанная задача уже реализуется.

Так, в целях развития форм социальных гарантий работникам, адекватных современным условиям рыночной экономики, Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, предусматривается поэтапное совершенствование института досрочных пенсий.

Так, в целях реализации отдельных положений указанной Стратегии направленных на стимулирование работодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями труда, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые» списки, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ предусматривается      установление   дополнительного   тарифа   страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах:

—         включенных  в  Список  №  1,  на  2013 год — 4%, на 2014 год — 6%, на 2015 год — 9%;

—         включенных в Список № 2 и в «малые» списки — на 2013 год — 2%, на 2014 год — 4%, на 2015 год — 6 %.

Установление дополнительного тарифа страховых взносов в отношении указанных рабочих мест будет стимулировать к совершенствованию условий труда через модернизацию рабочих мест, в целях снижения финансовой нагрузки на работодателей.

Вместе с установлением дополнительно тарифа страховых взносов Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ предусматривается освобождение от уплаты взноса по указанным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, определяемым отдельным федеральным законом, разработка которого осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499, пунктом 5 Поручения Председателя Правительства  Российской  Федерации Д.А. Медведева от 30 декабря 2012 г. № ДМ-П12-8132, а также пунктом 6 Плана-графика подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.

Указанный  подход к установлению страховых взносов позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

При этом разработка условий проведения специальной оценки условий труда должна осуществляться не самостоятельно, а в пакете с иными законодательными инициативами и подзаконными актами, и представлять собой целостный, комплексный проект, направленный на улучшение условий труда и замещение рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.

В состав вышеуказанного нормативного «пакета» должны войти:

а) проект федерального закона о специальной оценке условий труда;

б) поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты (нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в постановление от 20 ноября 2008 г. № 870, и акты Минтруда России);

в) поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда);

г) поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Отдельно следует отметить, что все предлагаемые законодательные новеллы должны обеспечивать преемственность с существующими процедурами, сохранение ранее приобретенных прав, а также учитывать неоднократно сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации принципы стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к действиям государства.

Одновременно с принятием указанного законодательного пакета могут быть реализованы следующие  законодательные инициативы с целью экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда путем:

—  усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда и здоровья, создающие угрозу жизни и здоровья людей;

— снижения административной и финансовой нагрузки на бизнес в области охраны труда с обеспечением возможности направления указанных средств на улучшение условий и охраны труда.

Решению поставленных задач будет способствовать дальнейшее сближение и гармонизация норм законодательства об охране труда и в области санитарно-гигиенического нормирования с законодательными нормами Евросоюза, организация проведения комплексного мониторинга состояния условий  и охраны труда в рамках которого:

будут выявляться и с помощью новых технологий ликвидироваться «вредные» рабочие места с дальнейшим обязательным трудоустройством высвобождаемых работников,

улучшаться условия работы на рабочих местах с «неустранимыми» вредными условиями труда путем внедрения для занятых на них работников «защиты временем» и усилением контроля состояния их здоровья с целью проведения необходимых профилактических мероприятий и выявления профзаболеваний на ранней стадии.

Указанную работу по совершенствованию действующего законодательства необходимо увязать с внедрением, в первую очередь, на производствах с большой долей рабочих мест с выявленными на них вредными условиями труда систем управления охраной труда, основанных на лучших практиках развитых зарубежных стран.

Кроме того, необходимо усиление медико-профилактической компоненты с регионах и видах экономической деятельности, где вредные условия труда не могут быть устранены ввиду особенностей организации производственного процесса  и др. с осуществлением комплексных мер по доукомплектованию необходимыми специалистами территориальных центров профпатологии и их оснащения необходимым оборудованием. При этом следует проработать возможность стимулирования работодателей, реализующих профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья работников, занятых на рабочих местах с неустранимыми вредными условиями труда, например, освобождая указанные взносы от налогообложения.

Результатом указанной работы будет универсальный алгоритм замещения рабочих мест с вредными условиями труда, который в дальнейшем может быть реализован путем разработки комплекса мероприятий в действующих государственных программах, а также внедрен в типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации с целью реализации на территории субъектов Российской Федерации. При этом в целях стимулирования субъектов к замещению рабочих мест с вредными условиями труда целесообразно  проработать вопрос о возможности предоставления дополнительных субсидий регионам в случае успешной реализации таких программ.

Источник: Министерство труда и социальной защиты Российской Федеации

[r_mail]