Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие, которое применительно к детям и подросткам определяется по следующим показателям: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс здоровья, процент часто и длительно болеющих детей, распространённость и структура заболеваемости, процент детей с нормальным физическим развитием, распределение по группам здоровья.
Данные, отражающие общую заболеваемость (распространённость всех заболеваний – острых и хронических), получают на основе анализа обращаемости за медицинской помощью (записи в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров в образовательных учреждениях. Показатель общей заболеваемости изменяется в зависимости от возраста детей и условий воспитания. Он наиболее высок среди детей 2-3 лет, затем постепенно снижается и снова возрастает с поступлением ребёнка в школу и в период полового созревания. Первые два “пика” общей заболеваемости объясняются снижением общей и иммунной реактивности детского организма, связанным с моментами адаптации при поступлении в дошкольные учреждения и школу. Рост заболеваемости в подростковом возрасте связан с бурной нейроэндокринной перестройкой организма или, по мнению некоторых специалистов, с неравномерным созреванием морфофизиологических структур организма в результате акселерации.
Индекс здоровья – количество детей, ни разу не обращавшихся к врачу в течение года. Он возрастает в 2 раза от 1-го (примерно 12%) к 8-му (25%) классу; за это же время более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих.
Анализ общей заболеваемости включает установление её структуры – выявление места, которое занимает та и или иная группа заболеваний в различные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы, в период от 1 года до 17 лет – болезни органов дыхания. Второе место от 1 года до 10 лет занимают детские инфекции, от 11 до 17 лет – травмы и отравления. Болезни органов пищеварения в 7-10 лет перемещаются с третьего места на пятое к 11-14 годам. К концу учебного года увеличивается распространение близорукости, нарушений осанки, заболеваний уха, горла и носа.
Выделяют 5 так называемых групп здоровья: 1-я – здоровые дети, 2-я – практически здоровые, 3-я и 4-я – больные в разной степени проявления и компенсации болезни, 5-я – дети с тяжёлыми хроническими заболеваниями. К концу школьного обучения возрастает количество детей 3-й и 4-й групп за счёт сокращения 1-й и 2-й групп. Дети 1-4-й групп обучаются в массовых образовательных учреждениях, дети из 5-й группы – в учреждениях санаторного типа.
Состояние здоровья и его динамика в течение учебного года и ряда лет – надёжный критерий, оценивающий соответствие величины учебной нагрузки, режима образовательного учреждения, режима дня, условий семейного воспитания и экологических и социальных факторов морфофункциональным возможностям учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95-96)
