НИИ медицины труда РАМН
Электромагнитное загрязнение производственной и окружающей среды, в том числе внутренних помещений, привлекает к себе всеобщее внимание в связи со все возрастающим количеством источников техногенных ЭМП, их мощности, приближением к человеку. Всемирная организация здравоохранения включила проблему предупреждения неблагоприятного влияния техногенных ЭМП на здоровье человека в число наиболее важных задач профилактической медицины.
С середины 80-х годов прошлого века в научной литературе активно дискутируется вопрос о возможном канцерогенном эффекте ЭМП для работающих и населения, проживающего вблизи источников электромагнитных излучений (ЭМИ). При этом указываются две наиболее уязвимые группы – персонал предприятий, подвергающийся воздействию на рабочем месте и испытывающий наиболее интенсивное воздействие ЭМП, и дети, проживающие вблизи источников излучения.
Однако далеко не всегда при проведении подобных исследований учитывают, что значительная часть детей, проживающих на территориях с повышенным уровнем электромагнитного загрязнения, родилась в семьях работников, занятых на объектах, где расположены источники ЭМИ. Между тем существенная доля трудоспособного населения страны подвергается на рабочем месте воздействию ЭМП промышленной частоты от электроэнергетических объектов сверхвысокого напряжения (электрические подстанции и высоковольтные линии электропередачи). На различных предприятиях при работе с силовым оборудованием, на транспорте (авиация, флот и др.), предприятиях связи, на военных объектах и др. работники подвергаются воздействию ЭМП радиочастотного диапазона. Подавляющее большинство приходят в эти профессии в молодом возрасте, и рождение детей в их семьях происходит на фоне хронического воздействия неблагоприятных профессиональных факторов, что может оказывать негативное воздействие на течение беременности, состояние плода и новорожденного, а также на здоровье ребенка в более поздний период.
В Московской области в течение 1991–1994 и 1996–1998 гг. методом случай-контроль изучался риск развития гемобластозов у детей, родители которых до рождения ребенка подвергались профессиональному воздействию ЭМИ различных частотных диапазонов. В опытную группу включены дети в возрасте от 0 до 14 лет, родившиеся и постоянно проживающие в Московской области, которым был поставлен диагноз злокачественного новообразования (ЗН) лимфатической ткани (лимфомы) и кроветворных органов (лейкозы), которые входят в группу гемобластозов (МКБ-Х, С81–С96).
Контрольная группа была сформирована из детей, не страдающих ЗН и также проживавших в Московской области, находившихся в этот же период времени на стационарном лечении в Московском областном ортопедо-хирургическом госпитале по поводу травм.
Анкета, по которой опрашивали родителей больных и здоровых детей, включала социально-демографические характеристики семьи, медицинский анамнез, экологическую ситуацию в зоне проживания и профессиональный маршрут обоих родителей. Последний раздел был особенно важен. Обоих родителей просили указать все места работы, начиная с момента окончания школы, с указанием профессии, предприятия, цеха или отдела, а также период времени, в течение которого родители работали на данном предприятии. Кроме того, в анкете был вопрос о наличии контакта с вредными производственными факторами. В случае утвердительного ответа просили дать конкретную характеристику условий труда и указать, имелись ли в этой связи профессиональные льготы. Помимо того, отцу задавался вопрос о роде войск, в которых он проходил службу в армии, и наличии экстремальных ситуаций, во время которых он мог подвергнуться радиационному или химическому поражению, а также интенсивному воздействию ЭМИ. Особое внимание уделялось неблагоприятным производственно-профессиональным факторам, которым подвергались родители перед наступлением беременности, а мать и в период беременности.
Из разработки были изъяты карты детей, проживавших некоторое время на территории, зараженной радионуклидами. В итоге основная группа была представлена 333 детьми, из которых 210 страдали различными формами лейкозов и 123 – лимфомами. Контрольная группа состояла из 762 детей.
Оценку наличия связи воздействие–заболевание проводили с помощью показателя отношение шансов (ОR – odds ratio, который является разновидностью показателя относительного риска) и его 95% доверительного интервала (95%ДИ). OR рассчитывался отдельно для лейкозов, лимфом и гемобластозов в целом.
Возрастное распределение матерей и отцов на момент рождения ребенка в сравниваемых группах не имело значимых различий, но в опытной группе по сравнению с контрольной было больше родителей в возрасте до 20 лет (матери – 10,4 и 6,4% соответственно, и отцы – 3,9 и 1,4%).
Не было выявлено различий в уровне миграционной подвижности сравниваемых группах. Родители больных и здоровых детей с одинаковой частотой указывали на загрязнение окружающей среды в местах их проживания.
Что касается медицинского анамнеза, то родители больных детей достоверно чаще имели хроническую патологию.
Полученные данные свидетельствуют о том, что женщины редко работают в «электрических» профессиях. Так, воздействию ЭМП промышленной частоты (50 Гц) подвергалась только одна женщина в группе детей, больных лимфомами, и три – в контроле. Повышение риска развития лимфом было статистически незначимо (OR 2,1; 95% ДИ 0,3–14,2), а риск всех гемобластозов в целом был понижен (OR 0,8).
Повышение риска гемобластозов у детей, отцы которых подвергались воздействию всех видов ЭМП промышленной частоты, составило 1,7 при близости к уровню статистической значимости – 95% ДИ 0,9–3,4. При этом наиболее близки к уровню статистической достоверности были повышенные показатели риска в группах детей, больных гемобластозами, отцы которых работали с высоковольтным оборудованием и подвергались воздействию преимущественно ЭМП промышленной частоты (OR 2,7; 95% ДИ 0,9–7,8).
Радиочастотное ЭМИ как профессиональный фактор встретилось у семи матерей в опытной группе и у трех – в контрольной. Воздействие этого фактора на матерей достоверно повышало риск развития у детей лейкозов и лимфом, а также всех гемобластозов в целом (см. таблицу).
Таблица
Относительный риск развития гемобластозов у детей при профессиональном воздействии на родителей радиочастотных электромагнитных полей (в скобках – 95% ДИ)
Особо следует отметить, что в опытной группе оказались женщины, интенсивность воздействия ЭМИ радиочастоты на которых была значительно выше, чем на женщин в контрольной группе. Так, в основной группе матери работали связистами на радиопередающих станциях (военные объекты), подвергались воздействию ЭМИ от радиолокационных систем аэродромов (в профессиях, не связанных с эксплуатацией источников ЭМП, но подвергающихся воздействию в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей). В контрольной группе из 762 женщин не было лиц, контактирующих с такого рода источниками ЭМП.
Отцы в опытной и контрольной группах до зачатия ребенка подвергались производственным воздействиям ЭМП разной радиочастоты: высокой, ультравысокой и сверхвысокой. При совокупной оценке воздействия на отцов разных видов радиочастотных электромагнитных излучений отмечено достоверное повышение риска развития у детей всех гемобластозов в целом и отдельно – лимфом и лейкозов. Самым большим был риск у детей, отцы которых обслуживали радиолокационные комплексы (OR 7,0). Эти комплексы генерируют сложные импульсно-модулированные ЭМП сверхвысокой частоты, обладающие высокой биологической активностью.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения и расширения исследований в этом направлении. Особая актуальность этих работ обусловлена постоянным и быстрым ростом числа и интенсивности источников ЭМИ, с которыми человек контактирует во всех сферах жизнедеятельности, что ведет к увеличению численности населения, подвергающегося воздействию этого фактора.
Источник:http://www.ppr-info.ru/index.php