По данным Росстата, в экономике страны на сегодняшний день имеется порядка 48,7 млн. рабочих мест, на которых заняты около 68,3 млн. работников. При этом удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в конце 2012 г. составил 31,8% (в 2011 г. – 30,5%, в 2010 г. – 29,0%, в 2007 г. – 24,9%).
При этом увеличение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда, произошло:
– на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, с 37,9% в 2007 году до 42,5 % в 2010 году, 45,3 % в 2011 году и 46,2 % в 2012 году;
– в промышленности с 27,2 % в 2007 году до 33,4 % в 2012 году;
– в строительстве – с 14,0 % в 2007 году до 29,7 % в 2012 году;
– на транспорте – с 29,9% в 2007 году до 34,5% в 2012 году.
В целом количество рабочих мест с вредными условиями труда в Российской Федерации оценивается в объеме 26,6 млн. единиц, что составляет более половины (54,6%) имеющихся в стране рабочих мест. При этом порядка 3,75 млн. рабочих мест характеризуются «трудноустранимыми» факторами производственной среды (т.е. сочетанием нескольких вредных факторов или существенными превышениями гигиенических нормативов по отдельным факторам).
В Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек, что обуславливает дополнительные расходы не только Фонда социального страхования Российской Федерации, но и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Существенные экономические потери также возникают из-за прямых потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда (и, как следствие, необходимостью предоставления компенсаций в виде сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска) и травматизмом.
Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 956 млрд. рублей, что составляет около 2,1% от ВВП.
Общие затраты на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, страховые выплаты и пособия ФСС, а также ежегодные расходы ПФР в связи с выплатой досрочных пенсий составили в 2010 году приблизительно 441,2 млрд. рублей.
Суммарные потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах, таким образом, составляют около 1,4 трлн. рублей или 3,1 % ВВП.
Основными способами замещения рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда представляются следующие:
– приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
– модернизация и автоматизация рабочих мест с вредными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства, с обучением и трудоустройством высвобождаемых при этом работников;
– изменение режимов работы работников (защита временем), занятых на рабочих местах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства.
С целью реализации задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда предпринимаются следующие меры.
1. На основе одобренной Правительством Российской Федерации в 2011 году типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в 54 субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные программы улучшения условий и охраны труда, одной из задач которых является снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда, при этом в остальных субъектах Российской Федерации завершается разработка указанных региональных программ.Из опыта работы субъектов Российской Федерации, разработавших и внедривших у себя программы улучшения условий и охраны труда, следует отметить, что в данных региональных программах существенная роль отведена противодействию наметившейся негативной тенденции увеличения удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда. Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что реально способствует сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
[r_appl]
Так, две долгосрочные целевые программы “Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2009 – 2013 годы” с общим финансированием 136,88 млн. руб. и на 2014 – 2016 годы (с бюджетом 79,306 млн. руб. соответственно) планируют снижение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда, (в % от общей численности занятых в экономике) до 21,0% к 2015 году при величине этого показателя 22,6% в 2011 году.
При этом социальный эффект от реализации мероприятий Программы проявился в увеличении числа рабочих мест, отвечающих требованиям охраны труда; в обеспечении социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности и смертности работников; в повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; в повышении трудоспособности и производительности труда.
Экономический эффект от реализации Программы достигнут за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов.
Бюджетный эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в увеличении доходов предприятий, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца (страховых выплат), уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
Новгородская долгосрочная областная целевая программа улучшения условий охраны труда на 2012 – 2015 годы (на реализацию выделено 2144,0 тыс. рублей из средств областного бюджета) предусматривает постепенное снижение указанного показателя с 19,2% (плановый показатель 2012 г.) до 17,0% к 2015 году.
Программа Волгоградской области на 2012 – 2014 годы наметила снижение доли работников, занятых во вредных условиях труда, с 22% до 20%.
2. В течение 2012-2013 годов принято и началась реализация ряда государственных программ в целях развития отдельных базовых для Российской Федерации отраслей экономики, обеспечения конкурентоспособности и их ускоренного развития, которые предусматривают модернизацию существующего производства и развитие кадрового потенциала, способствуя решению задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда. К числу таких программ можно отнести Государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (подпрограммы «Металлургия», «Легкая промышленность», «Лесная промышленность»), Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», а также Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р.
Так, Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» в сфере лесной и легкой промышленности предусмотрена модернизация и техническое перевооружение устаревших производств, что, в целом, соответствует задаче замещения рабочих мест с вредными условиями труда.
Подпрограмма «Металлургия» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» в качестве одного из основных мероприятий предусматривает стимулирование технического перевооружения и модернизации предприятий металлургической отрасли.
Для обеспечения эффективной реализации указанной задачи, в первую очередь, предусмотрено:
создание условий для инновационной и инвестиционной деятельности, модернизации и повышения конкурентоспособности;
стимулирование внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
развитие кадрового потенциала.
Для реализации указанных масштабных проектов со стороны государства предусмотрены меры финансовой поддержки, а также инструменты таможенно – тарифного регулирования, защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта.
При этом государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» участвует в финансировании приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в отрасли. Объем внебюджетного финансирования в течение 2012-2020 годов составит 207,5 млрд. рублей.
В целом, объем инвестиций в металлургический комплекс в течение 2012-2015 годов составит около 1,1 трлн. рублей, а в течение 2016-2020 годов – около 0,9 трлн. рублей.
Аналогично, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» предусмотрены мероприятия по формированию 25 приоритетных инновационных территориальных кластеров – групп организаций, обеспечивающих промышленное производство и подготовку кадров организаций авиастроения, расположенных в Самаре, Ульяновске, Перми и Хабаровске. В целях обеспечения развития указанных кластеров предусмотрено развитие малого бизнеса, в который предполагается трудоустроить персонал авиастроительных корпораций, высвобождающийся в связи с автоматизацией и техническим перевооружением авиационного производства.
В долгосрочной программе развития угольной промышленности на период до 2030 года предусмотрено комплексное осуществление мероприятий по вопросам охраны труда и занятости: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, внедрение системы управления профессиональными рисками в угольной отрасли, организация обучения и трудоустройства работников, высвобождающихся в результате модернизации угольной отрасли. Указанная схема в полной мере соответствует задаче разработки программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда.
3. В рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, ежегодный объем которого превышает 5 млрд. рублей, в период с 2006 по 2012 год около 10 тыс. рабочих мест приведено в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Вместе с тем, как показывает практика, решение задачи замещения рабочих мест с вредными условиями труда, в частности, путем приведения условий труда в соответствие с действующими государственными нормативами, как правило, сопряжено с необходимостью дополнительных финансовых вложений, источниками которых могут являться собственные средства работодателей или бюджетные средства, выделяемые для реализации указанной задачи в рамках предупредительных мер или программных мероприятий различного уровня.
При этом следует отметить, что большинство программных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и связанных с замещением рабочих мест с вредными условиями труда, ориентировано на улучшение условий труда в отдельных видах экономической деятельности и в целях достижения заявленных государственными программами показателей программные мероприятия могут быть субсидированы (Так, предусмотрено участие государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в финансировании приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в металлургической отрасли).
Что касается аналогичных программных мероприятий, реализуемых на региональном уровне, то их финансирование осуществляется из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, при этом в большинстве субъектов Российской Федерации по разным причинам наблюдается устойчивое снижение объемов указанного финансирования, что снижает эффективность реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда.
В указанных условиях целесообразно сформировать и закрепить на законодательном уровне общий гибкий алгоритм замещения рабочих мест с вредными условиями труда, основанный на экономическом стимулировании работодателя к улучшению состояния условий и охраны труда на рабочих местах. Указанная задача уже реализуется.
Так, в целях развития форм социальных гарантий работникам, адекватных современным условиям рыночной экономики, Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, предусматривается поэтапное совершенствование института досрочных пенсий.
Так, в целях реализации отдельных положений указанной Стратегии направленных на стимулирование работодателей, имеющих рабочие места с вредными условиями труда, включенные в Списки № 1 и № 2 и «малые» списки, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также в целях реализации принципов справедливости и сбалансированности пенсионной системы Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ предусматривается установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах:
– включенных в Список № 1, на 2013 год – 4%, на 2014 год – 6%, на 2015 год – 9%;
– включенных в Список № 2 и в «малые» списки – на 2013 год – 2%, на 2014 год – 4%, на 2015 год – 6 %.
Установление дополнительного тарифа страховых взносов в отношении указанных рабочих мест будет стимулировать к совершенствованию условий труда через модернизацию рабочих мест, в целях снижения финансовой нагрузки на работодателей.
Вместе с установлением дополнительно тарифа страховых взносов Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ предусматривается освобождение от уплаты взноса по указанным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, определяемым отдельным федеральным законом, разработка которого осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499, пунктом 5 Поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 декабря 2012 г. № ДМ-П12-8132, а также пунктом 6 Плана-графика подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.
Указанный подход к установлению страховых взносов позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).
При этом разработка условий проведения специальной оценки условий труда должна осуществляться не самостоятельно, а в пакете с иными законодательными инициативами и подзаконными актами, и представлять собой целостный, комплексный проект, направленный на улучшение условий труда и замещение рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.
В состав вышеуказанного нормативного «пакета» должны войти:
а) проект федерального закона о специальной оценке условий труда;
б) поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты (нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в постановление от 20 ноября 2008 г. № 870, и акты Минтруда России);
в) поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда);
г) поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Отдельно следует отметить, что все предлагаемые законодательные новеллы должны обеспечивать преемственность с существующими процедурами, сохранение ранее приобретенных прав, а также учитывать неоднократно сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации принципы стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к действиям государства.
Одновременно с принятием указанного законодательного пакета могут быть реализованы следующие законодательные инициативы с целью экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда путем:
– усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда и здоровья, создающие угрозу жизни и здоровья людей;
– снижения административной и финансовой нагрузки на бизнес в области охраны труда с обеспечением возможности направления указанных средств на улучшение условий и охраны труда.
Решению поставленных задач будет способствовать дальнейшее сближение и гармонизация норм законодательства об охране труда и в области санитарно-гигиенического нормирования с законодательными нормами Евросоюза, организация проведения комплексного мониторинга состояния условий и охраны труда в рамках которого:
будут выявляться и с помощью новых технологий ликвидироваться «вредные» рабочие места с дальнейшим обязательным трудоустройством высвобождаемых работников,
улучшаться условия работы на рабочих местах с «неустранимыми» вредными условиями труда путем внедрения для занятых на них работников «защиты временем» и усилением контроля состояния их здоровья с целью проведения необходимых профилактических мероприятий и выявления профзаболеваний на ранней стадии.
Указанную работу по совершенствованию действующего законодательства необходимо увязать с внедрением, в первую очередь, на производствах с большой долей рабочих мест с выявленными на них вредными условиями труда систем управления охраной труда, основанных на лучших практиках развитых зарубежных стран.
Кроме того, необходимо усиление медико-профилактической компоненты с регионах и видах экономической деятельности, где вредные условия труда не могут быть устранены ввиду особенностей организации производственного процесса и др. с осуществлением комплексных мер по доукомплектованию необходимыми специалистами территориальных центров профпатологии и их оснащения необходимым оборудованием. При этом следует проработать возможность стимулирования работодателей, реализующих профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья работников, занятых на рабочих местах с неустранимыми вредными условиями труда, например, освобождая указанные взносы от налогообложения.
Результатом указанной работы будет универсальный алгоритм замещения рабочих мест с вредными условиями труда, который в дальнейшем может быть реализован путем разработки комплекса мероприятий в действующих государственных программах, а также внедрен в типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации с целью реализации на территории субъектов Российской Федерации. При этом в целях стимулирования субъектов к замещению рабочих мест с вредными условиями труда целесообразно проработать вопрос о возможности предоставления дополнительных субсидий регионам в случае успешной реализации таких программ.
Источник: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации