Опубликовано Оставить комментарий

Факторы риска при оценке здоровья студентов

С целью изучения факторов риска состоянию здоровья выполнен анализ гигиенических условий обучения по физическим факторам среды и анализ показателей состояния здоровья по медицинским картам.

Проводилась гигиеническая оценка параметров микроклимата, освещенности, уровня шума, электромагнитного излучения (электрической и магнитной составляющей), электростатического поля. Из изучаемых физических производственных факторов наибольшую функциональную значимость для организма представляет воздействие электромагнитного излучения, как биологически значимого фактора. Инструментальные измерения подтверждают гигиеническую значимость данного производственного фактора среди потенциальных факторов риска (по  электрической составляющей  26,29±7,5* (5  Гц2кГц),  р=0,001  n=311;  и  0,59±2,8*  (2400  кГц);  р=0,01, n=311; по магнитной составляющей для частотного диапазона 2-400 кГц 5,08±3,69*; р=0,001, n=311). Полученные количественные данные проанализированы с учетом соответствия нормированным величинам.

Общая оценка состояния здоровья проведена для студентов гуманитарной специальности  и студентов технической специальности . В качестве критериев выбран показатель распределения студентов по группам здоровья, который отображает данные первичнообщей заболеваемости в определенный период. Распределение студентов по показателю здоровья и динамика имеет существенные различия в группах студентов технической и гуманитарной специальностей.

Оценка данных распределения студентов, обучающихся по гуманитарному профилю, в общем виде указывает на положительную динамику в группе здоровых (Д1) и группы болеющих (д3). Для студентов технического профиля положительная динамика отмечается только в группе болеющих (Д3), в группах Д1 и Д-2 – отрицательные динамические процессы. В целях донозлологического исследования более важным является выявление индивидуальных изменений в состояние здоровья и их оценка.

Углубленный анализ состояния здоровья по медицинским картам показал, что за период обучения отмечается как улучшение, так и ухудшение состояния здоровья, в т.ч. без изменения группы здоровья. Число студентов с положительной динамикой у гуманитарного профиля составляет 17,2% от общей численности, а для студентов технического профиля всего 8%, что меньше в 2,15 раз числа студентов гуманитарного профиля с аналогичной динамикой.

Таким образом, выявлены изменения состояния здоровья студентов с более интенсивными отрицательными изменениями для студентов технического профиля. При мониторинге состояния здоровья студентов, рекомендуется наряду с социальными факторами, учитывать производственные факторы риска, к ним в первую очередь относят уровень электромагнитного излучения на рабочих местах с видеодисплейными терминалами.

Галеева М.Ю., Чеботарев П.А.
УО «Полоцкий государственный университет», Новополоцк, Беларусь