Психологи выделяют следующие аспекты психического развития:
– Физическое развитие – это навыки самообслуживания, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.
– Интеллектуальное развитие подразумевает дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
– Эмоциональное развитие в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
– Социальное развитие соответствует потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Причины неподготовленности к школьному обучению условно можно разделить:
– Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья, недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальная незрелость, неумение общаться с окружающими и т.п. Так, при неумение ребенка организации собственной деятельности связано с незрелостью регуляторных структур мозга; недостаточно развиты слухо-моторные и зрительно-моторные координации, связано с незрелостью интегративной деятельности мозга.
– Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Каждому ребенку присущ свой, индивидуальный темп развития, и многие ребята, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания.
Источник: http://www.psychopro.ru/index.php?section_id=226