Духовики страдают от припадков панического страха перед первой нотой. Для флейтистов типичны колющие боли в области шеи и позвоночника. Скрипачи, как правило, туговаты на левое ухо. Музыканты-солисты страдают от депрессий, оркестранты просто боятся людей. Словом, если верить медицинской статистике, почти все музыканты – люди, больные душевно и физически.
Опасная профессия
Действительно, профессиональное занятие классической музыкой – нездоровое дело: многочасовые репетиции, постоянные перелеты, а главное – неизменное творческое напряжение. Специфическими заболеваниями музыкантов и способами с ними бороться теперь будет заниматься специальный научно-исследовательский институт, учрежденный при Кельнской консерватории. Он носит имя музыковеда и психиатра Петера Оствальда (Peter Ostwald). Оствальд (кстати, автор прекрасной биографии Роберта Шумана, в которой он освещает, в частности, аспекты душевных страданий композитора, чья жизнь завершилась в больнице для умалишенных) одним из первых начал заниматься изучением и лечением профессиональных заболеваний музыкантов.
Идея создания института принадлежит Пееру Абильгарду (Peer Abilgaard). Абильгард уже и сам по себе феноменальная личность. С детства он увлекался музыкой и естествознанием. Столкнувшись с проблемой выбора профессии, решил, что не хочет отказываться ни от одного из влечений. И получил одновременно два образования: музыканта (в Кельнской консерватории) и врача (на медицинском факультете университета). Уже тогда соученики в университете с удовольствием слушали его записи, а товарищи по консерватории то и дело спрашивали его совета как медика:
“Они говорили: “Слушай, ты же ведь у нас еще и врач! – рассказывает Абильгард. – У меня тут что-то болит… А что мне делать, если…”. В качестве начинающего эскулапа мне было тогда очень сложно отвечать на подобные вопросы, но я старался, как мог”
Учение доктора Оствальда
Именно тогда Пеер узнал о докторе Оствальде. Начинающий врач и молодой музыкант списался с Оствальдом, который жил в Сан-Франциско, и с тех пор два раза в год, во время каникул, ездил к нему на практику. Тогда же он впитал дух учения Оствальда, основанного на мультидисциплинарном подходе к лечению музыкантов. Любая болезнь есть прежде всего болезнь души, учил врач и музыковед. Сегодня сам Пеер Абильгард пользуется спросом и как контратенор, выступая на концертах и участвуя в оперных постановках, и как врач (профессор Абильград – главврач психоневрологической клиники в Дюссельдорфе).
Только что возникший институт имени Оствальда при кельнской филармонии тут же вызвал широкий резонанс в музыкальном мире Германии. В частности, многие музыканты указывают на то, что их профессиональные болезни (например, связанные с хронической перегрузкой слухового нерва) до сих пор являются закрытой темой. О ней не хотят слышать ни администрации оркестров, ни профсоюзы, да и публика не желает знать о страданиях музыкантов. Берт Штеффенс (Bert Steffens), валторнист в городском оркестре Мюнстера, одним из первых поддержал инициативу создания института.
“Чем больше оркестр, чем он известней и популярней, тем более закрытой является тема профессиональных болезней, – рассказывает оркестрант. – Музыканты сперва буквально кладут жизнь на то, чтобы пробиться в ряды такого оркестра (скажем, Берлинского филармонического), а потом ни за что не хотят показать слабину. Образуется порочный круг: музыкант боится показать, что у него проблемы со слухом, от этого страдает его психика, что приводит к дополнительным проблемам со здоровьем!”
Профилактика – лучшее лечение
Главная задача только что созданного института – научить молодых музыкантов вовремя распознавать возникающие проблемы и не бояться их. Выполняя двойную функцию научно-исследовательского и педагогического учреждения, институт намерен вести работу в первую очередь среди студентов и молодых доцентов консерваторий Германии. Среди курсов, которые предлагает институт – тренинги, на которых музыкантам преподаются техники психологического расслабления, правильного дыхания, гимнастики для специфических проблемных зон и просто техники безопасности работы в оркестре. Предупредить болезнь легче, чем ее потом лечить, убежден музыкант и врач Пеер Абильгард. Не случайно его новый проект называется “Институтом здоровья музыкантов”, а не “Институтом болезней”.
Источник: http://www.dw.de/чем-болеют-музыканты/a-5918185-1